Что такое начальная форма слова. Что значит начальная форма слова Что такое начальная форма и как поставить в нее слово
В русском языке огромное значение имеет начальная форма слова. От этого зависят многие его грамматические формы. Имя существительное не является исключением.
Какая начальная форма у существительного?
Чтобы узнать у существительного начальную форму, нужно поставить его в единственногом числа. Рассмотрим правило на примере слов из предложения:
В ряду символов Блок не избегает чисто аллегорических образов, символов давно застывших, метафор уже языковых.
Таким образом определяется начальная форма существительного. Она поможет нам в правописании падежных окончаний.
Окончания -е и -и в 1 склонения
Орфограмма, названная в подзаголовке, связана с необходимостью определить начальную форму. Дело в том, что именно от этого зависит, в каких случаях у существительных пишется окончание -е, а когда - окончание -и.
Начальная форма существительных первого склонения заканчивается на -а, -я. Вспомним, что нужно задать вопрос: "Что?" Приведём примеры:
- жена;
- земля;
- листва;
- яблоня;
- чистота;
- белизна;
- беготня.
В этих словах пишутся окончания -е и -и. Выбор определяется по такой схеме:
Р. п. (кого? чего?) - И.
Д. п. (чему? кому?) - Е.
Пр. п. (о ком? о чём?) - Е.
Приведём примеры:
Практическое задание № 1
Какие буквы вы бы вставили вместо точек?
Ответы: 1) -е, 2) -е, 3) -е, 4) -е, 5) -е, 6) -е, 7) -и.
Окончания -е в именах существительных 2 склонения
Начальная второго склонения в среднем роде заканчивается на -о / -е, а в мужском роде - на согласный. Например:
- окно;
- село;
- поле;
- солнце;
- дело;
- стол;
- столб;
- товарищ;
- карандаш.
Если перед вами такая начальная форма существительного, то слово никогда не имеет окончания -и:
- Р. п. (кого? чего?) - А.
- Д. п. (чему? кому?) - У.
- Пр. п. (о ком? о чём?) - Е.
Как видим, данная орфограмма касается только формы предложного падежа:
- Я рассказал всем о своём товарище, который вот уже целый год не выходил из дома.
- И на солнце бывают пятна.
Практическое задание № 2
Какие окончания пишутся в словах с пропусками?
- В договор… был подробно изложен порядок пользования местами общего пользования.
- В незнакомом офицер… старушка узнала своего сына.
- Вдруг вспомнили о фельдшере, жившем неподалёку, и послали за ним.
- Селиванов рассказал начальнику об этом инженер… и его проект…, и тот согласился встретиться с ним.
- Все работали и не думали даже о директор…, а он всё ещё не приходил.
- В отпуск… все хорошо отдохнули, теперь пришла пора взяться за работу с новыми силами.
- На пропуск… была чья-то чужая фотография.
Ответ: во всех словах пишется окончание -е.
Падежные окончания существительных 3 склонения
Если имя существительное женского рода в начальной форме, то есть в И. п. ед. ч. заканчивается на это значит, что оно третьего склонения. Примеры таких слов:
- тетрадь;
- кровать;
- мать;
- дочь;
- печь;
- ложь;
- блажь;
- площадь.
Если начальная форма существительного именно такая, то у этих слов никогда не бывает окончания -е:
- Р. п. (кого? чего?) - И.
- Д. п. (чему? кому?) - И.
- Пр. п. (о ком? о чём?) - И.
Приведём несколько примеров:
- На окошках ярко алели цветы герани.
- Вдали возвышались башни неприступной цитадели.
- Все на корабле уже мечтали о земной тверди.
- К шерсти она примешивала обычную нить для прочности.
Практическое задание № 3
Возьмём такое задание, с каким должен уметь справляться каждый третьеклассник, так как с темой «Начальная форма существительного» 3 класс знакомится в рамках школьной программы.
Укажите предложения, в которых есть слова с окончанием -и:
- В классе мы читали стихотворение Чуковского о тараканищ… .
- Вчера мы всей семьёй ездили к дедушк… и бабушк….
- Я прочитал в книг… о космос…
- У дяд… есть макет корабля.
- Под деревом рос большой гриб под слоем хво…
- Светлый образ учителя надолго остался в памят… его учеников.
- В июне на топол… формируются семенные коробочки, которые потом лопаются, и семена вместе с пухом разлетаются по всей округ… .
- В 1914 году, когда началась война, Настасья Васильевна завещала дочер… все свои несметные богатства и ушла на фронт сестрой милосердия.
- Девочка в светлом плать… из ситца удивительно гармонично вписывалась в эту картину света, тепла и зелени.
- В огромной луж.. отражалось звёздное небо и кудрявые кроны деревьев, опрокинутые вниз верхушками.
Слова на -ий, -ия, -ие
Существуют ещё слова, начальная форма которых заканчивается на -ий, -ия, -ие:
- санаторий;
- мараторий;
- профилакторий;
- лекция;
- армия;
- секция;
- произведение;
- сведение;
- безобразие.
У таких слов в родительном, дательном, предложном падежах окончание -и. Например:
- Полярная звезда - самая яркая в своём созвездии.
- Отец семейства когда-то давно учился в семинарии.
- У Марии Ивановны было два сына и четыре дочери.
- На Виталии был надет старый свитер грубой вязки.
- Мать часто вспоминала об Артемии и ждала его.
- Сердце матери только тогда находилось в гармонии с миром, когда в доме собирались все её дети.
- Мой брат служит в армии.
Как видно из примеров, в таких случаях на конце слов мы видим сочетание букв -ии. Только последняя из них - окончание.
Диктант
Запишите под диктовку текст, поставьте существительные в начальную форму.
Как хорош осенний лес! Деревья нарядились, точно в сказк… Только ель в своей хво… хмурится и бросает шишки со своей верхушк… . На берёзк… листики жёлтые, прозрачные, зубчатые. У осинк… оранжевые кружавчики, очень красивые. Самый красивый наряд на клён… : красный, узорчатый, необычный. Из-за него не сразу увидишь гроздья рябинк… .
У полянк… на тропинк… заячьи посиделки. У зайцев тоже обновки: на серой шубк… появились белые проседи. А белк… не до обнов, она вся в работ…. Сколько ещё на ветк… шишек! А грибов на земл…! А ягоды на куст…! Нет, отдыхать она будет зимой в тёпл… да сытост… .
Весь лес осенью стоит в особом очарован… .
Итак, вы узнали, какая форма у существительных является начальной, научились использовать это знание при выборе орфограммы "Е и И в окончаниях существительных". Вы видите, как это легко и просто. Но умение определять исходную грамматическую форму важно не только при изучении темы "Имя существительное": например, также важна для изучения грамматики, но это уже тема другого разговора.
что такое начальная форма и получил лучший ответ
Ответ от Леся[гуру]
Что такое начальная форма?
Формой слова занимается морфология. Формы бывают у изменяемых слов. Одну из форм принято называть начальной. Начальная это та форма, в которой слово даётся в словарях.
Для существительных начальной формой является форма ед. ч. , И. п. , например: школа, класс, ночь.
Для прилагательных - ед. ч. , м. р. , например: синий, зимний, лисий.
Для числительных начальной формой являются:
для количественных - И. п. , например: десять, сто,
для порядковых - ед. ч. , м. р. , И. п. , например: второй, сотый. (некоторые количественные числительные в начальной форме стоят в ед. ч. , И. п. , м. р. , например: один.)
Для местоимений однозначный ответ дать нельзя: он зависит от разряда по значению и грамматической принадлежности местоимения к одной из трёх групп: местоимениям-существительным, местоимениям-прилагательным и местоимениям-числительным.
Для большинства местоимений-существительных это форма ед. ч. , И. п. , например: кто, он, что-либо.
Для местоимений-прилагательных это форма ед. ч. , м. р. , И. п. , например: всякий, мой, какой.
Для местоимений-числительных это форма И. п. , например: сколько, столько, сколько-нибудь. (Начальные формы личных местоимений: ед. ч. , И. п. - я, ты, он, она, оно;
мн. ч. , И. п. - мы, вы, они,
а у возвратного местоимения - Р. п. : себя (у местоимения себя И. п. нет) .
Для глаголов* начальной формой является неопределённая форма глагола (=инфинитив) , например: улыбаться, думать, играть. (Для причастий начальная форма глагола определяется по-разному.
Это зависит от интерпретации природы причастия.
Если причастия определяются как особая форма глагола, то начальной формой будет неопределённая форма глагола, например: улыбаться, построить.
Если причастия определяются как самостоятельная часть речи, то начальной формой считается форма ед. ч. , м. р. , И. п. , например: улыбающийся, построенный.)
ссылка
Ответ от Вика Аникина
[новичек]
Ответ от Єедор Булкин
[новичек]
Начальная форма есть у тех частей речи, которые изменяются, то есть у имен существительных, имен прилагательных, имен числительных, местоимений и глаголов
Ответ от Ђатьяна Небогатикова
[активный]
Примеры наиболее устойчивых социальных стереотипов, влияющих на восприятие человеком человека.
* женщины - слабый пол;
* предназначение женщины - быть матерью и женой;
* женщины глупее мужчин, или даже «все бабы - дуры» ;
* женщина не может быть руководителем;
* все женщины хотят одного - выйти замуж;
* умная женщина не может быть счастлива в личной жизни;
* мужчины - сильный пол;
* мужчины не плачут;
* мужчины умнее женщин;
* все мужья изменяют женам;
* мужчины должны руководить;
* мужчины имеют право на то, на что не имеют права женщины.
Возрастные стереотипы:
* все дети - чисты душой;
* все подростки - «трудные» ;
* молодые люди страдают легкомысленностью («молодо-зелено») ;
* сорокалетние мужчины пребывают в кризисе;
* пожилые люди - консерваторы;
* старики - ворчуны.
Этнические стереотипы:
* американцы - честолюбивы;
* прибалты - медлительны;
* англичане - консервативны;
* японцы - трудолюбивы;
* французы - любвеобильны;
* китайцы - предприимчивы.
поджатые губы - злой человек,
очкарик - умный,
красивый - значит, хороший,
все лица национальности Х - жулики и пройдохи
Форма слова - важнейшее понятие русского языка. По ней судят о грамматическом значении, изменяемости или неизменяемости лексической единицы. Ошибки в форме слова нередки: кто-то путает ее с однокоренным словом, кто-то не знает, как образуется начальная форма, а кто-то не умеет ее изменять.
Определение понятия
Практически любой части речи свойственно изменение. Так, глагол имеет формы времени, числа или лица; существительное, прилагательное, местоимение изменяются по падежам и числам. Все эти значения заключены в словоформе. Нужная форма слова реализуется через окончание (флексию). Здесь следует ввести еще одно понятие: парадигма - это цепочка словоформ.
Например, при изменении глагола решать по временам (решаю - решал - буду решать) изменяются окончания. То же самое происходит и при изменении его по лицам: решаю - решаешь - решает; и числам: решаю - решаем, решаешь - решаете, решает - решают.
Теперь возьмем для примера именную часть речи - существительное день. Изменим его по падежам (возьмем не все, только три): день (именительный), дня (родительный), днем (творительный), о дне (предложный). Теперь по числам: день (ед.ч.) - дни (мн.ч.).
Имя прилагательное, кроме изменения по падежам и числам, возможно изменить по родам: красивый стол - красивая мебель - красивое панно .
Зная, что такое форма слова, можно сказать, что оно стоит в определенном падеже, относится к тому или иному склонению или спряжению, лицу или числу. Через это понятие слово реализуется грамматически.
К примеру, в предложении Лодка отчалила от крутого берега слово отчалила имеет форму прошедшего времени, женского рода, единственного числа, следовательно, это глагол. По окончанию мы можем сказать, что слово это - женского рода. Теперь посмотрим на слово берега . Оно отвечает на вопрос чего?, следовательно, является существительным. Кроме того, можно определить падеж (родительный), число (единственное), род (мужской) и склонение (второе).
Начальная форма
Еще одно понятие русского языка - начальная форма слова. Это закрепленное грамматическое оформление лексемы. Так оно зафиксировано в словарях. Примечательно, что у частей речи эти характеристики различны.
Существительное - именительный падеж, единственное число (пень, слушатель, книга, телефон, облако) .
Прилагательное - именительный падеж, единственное число, мужской род (деревянный, дубовый, чайный, великолепный) .
Числительное, если оно количественное, должно стоять в именительном падеже (двадцать, шесть, сто сорок один) , порядковое же, аналогично прилагательному в мужском роде, - в единственном числе, именительном падеже (двадцатый, шестой, сто сорок первый ).
Начальная форма слова-местоимения зависит от его разряда. Не секрет, что эти части речи подразделяются в зависимости от того, к какой части речи тяготеют. Поэтому для местоимений-существительных это будет форма существительного, аналогично - для местоимений-прилагательных и числительных. Исключение - местоимение, не имеющее формы именительного падежа: себя, себе, собой .
Глагол - инфинитив, т.е неопределенная форма, при которой ставятся вопросы что делать? что сделать?: (шить, стирать, иметь, сесть, взорвать, улыбнуться).
Что касается причастий, то у них начальная форма определяется согласно определению. К сожалению, это достаточно спорная часть речи: некоторые лингвисты выделяют ее в отдельную, и тогда начальная форма - единственное число, именительный падеж, мужской род (танцующий). Но если вы разделяете точку зрения ученых, считающих причастие лишь формой глагола, то в качестве начальной формы необходимо указать инфинитив (танцевать) .
Особняком от всех в этом вопросе стоят неизменяемые части речи - деепричастие и наречие. Что такое форма слова? Это его изменение. Соответственно, эти слова данной характеристики не имеют: быстро, вдвойне, горячо, рисуя, увлекшись. Тут следует сделать оговорку, как в предыдущем абзаце: если деепричастие позиционируется как глагольная форма, то его начальная форма будет инфинитивом: рисуя - рисовать .
Форма и однокоренное слово
Следует понимать, что такое форма слова, говоря об однокоренных словах. Последние образуются с помощью словообразующих морфем: приставки либо суффикса. В изменении же словоформы участвует исключительно окончание.
Для примера приведем слово человек . Изменение его формы: человека - человеку - человека - человеком - о человеке . Слова различаются лишь флексиями. Лексическое значение неизменно. Теперь подберем однокоренные слова: человечек, очеловечивание, человечность . Эти слова уже имеют различные лексические значения и отличаются друг от друга наличием суффиксов и приставок (очеловечивание).
Особые случаи
В русском языке есть особые случаи, названные «несвободность» форм - это такое явление, при котором полностью формообразующую цепочку составить невозможно.
К примеру, к слову кочерга затруднительно подобрать форму множественного числа, от прилагательного красть невозможно образовать страдательное причастие несовершенного вида по принципу рисовать - рисуемый . Зная, что такое форма слова и ее цепочка, вы избежите ошибок в этом вопросе.
Русский язык
Тема: Начальная форма слова
Цели: научить учащихся определять начальную форму слов – названий
признаков, изменять слова – названия признаков по родам; научить
сравнивать разные формы одного и того же слова.
Ход урока
1.
Организационный момент
Мы за парты сядем дружно,
А шуметь совсем не нужно!
Сели прямо, ноги вместе!
Класс затих. Вздохнули дружно,
Ведь урок начать нам нужно!
2.
Чистописание. Актуализация знаний. Сообщение темы и целей урока
рр ры ра ро ру
рыбы рыбу рыбой рыбе
- Что мы записали? Разные слова или формы одного и того же слова?
+ Формы.
- Докажите. Что меняется во всех словах?
+ Окончание
- Назовите начальную форму этих слов.
+ Рыба.
- Как находится начальная форма слов – названий предметов?
+ Нач. ф. отвечает на вопрос кто? что? И стоит в ед.ч.
- Так о чём мы сегодня будем говорить на уроке?
+ О начальной форме.
- О начальной форме каких слов вы сейчас должны сказать сами.
3. Работа по теме урока.
а) учебник: № 48 (ч.1, с.73)
- Прочитайте «Дразнилку». Перечитайте первую часть «Дразнилки».
Докажите, что один из тех, кто дразнится, точно мальчик.
+ По окончаниям слов нечестный, чумазый можно сказать, что это
слова мужского рода, значит, адресованы мальчику.
- А почему мы не можем определить, второй ребёнок – это мальчик
или девочка?
+ По окончаниям слов вруша, хрюша непонятно, какого рода эти
слова: они могут быть адресованы и мальчику, и девочке.
- Перечитайте вторую часть «Дразнилки». Сможете сказать, что
второй ребёнок – тоже мальчик? Какая часть слова вам помогла догадаться?
+ Определить это нам снова помогли окончания – нулевые окончания
слов: сам веник, сам вареник. Если бы речь шла о девочке, окончания у
первых бы слов были бы другими: сама ты веник, сама ты вареник.
- Вернёмся к первой части, к словам нечестный, чумазый. Кто
догадался, о начальной форме каких слов мы сегодня будем говорить?
+ О начальной форме слов – названий признаков предметов.
Физминутка
Я привстану на носочки,
Хорошенько потянусь.
Раз – наклон, два – наклон,
Словно буква О свернусь,
И попрыгаю немножко,
И руками покручу,
Постою на правой ножке,
И головкой поверчу.
Тихо сяду, улыбнусь
И работою займусь.
б) учебник: № 49 (с 74 -75)
- Спишите стихотворение и устно проверьте трудные написания. Вспомните,
в какой форме стоят слова в словаре?
+ Всегда в начальной форме.
- Как же найти слова ужа в Толковом словаре?
+ Его нужно поставить в начальную форму – уж.
(далее – по заданию)
- Познакомьтесь с содержанием плаката Летучей Мыши. Итак, теперь мы
знаем, что в отличие от слов – названий предметов, слова – названия
признаков могут меняться по родам. А что значит, в отличие от слов –
названий предметов?
+ Они по родам не изменяются. Они могут быть м.р., ж.р., ср.р. А признаки
предметов не бывают определённого рода – они изменяются по родам в
зависимости от слов – названий предметов, с которыми они стоят.
- Найдите в Толковом словаре слова лубяная, ледяная. Какую форму слов вы
там нашли? Какая начальная форма для слов – названий признаков?
+ Форма мужского рода, единственного числа.
- А что такое –ая, -ое? (в словаре указаны окончания форм ж.р. и ср.р.)
4. Закрепление материала.
Тетрадь для сам. Работы № 1: № 28, с.24 – сам. Работа
5.
Подведение итогов урока.
- Какая начальная форма у слов – названий предметов?
- Какая начальная форма у слов – признаков предметов?
- Как могут изменяться слова – названия признаков предметов?
- Кого бы вы оценили сегодня на уроке? Чтобы поставили за работу на
уроке?
Домашнее задание: ТПО № 1: № 25, с.20 – 21.
Чтобы словосочетания и предложения в русском языке были связным и понятными, значимые слова в большинстве своем имеют разные грамматические формы, которые позволяют связывать их между собой. И у всех таких значимых слов есть “отправная точка” – начальная форма слова, причем у каждой части речи ее грамматические показатели свои. Поставить слово в такую форму – значит многое о нем узнать, например, как оно пишется или что обозначает.
Что такое начальная форма и как поставить в нее слово?
Чаще всего слово необходимо поставить в начальную форму для того, чтобы проще было найти его в словаре – орфографическом, толковом, этимологическом и т. п. Поскольку неизменяемые слова, в том числе служебные части речи, никак не изменяются, то у них нет и начальной формы.
В русском языке есть слова, не имеющие начальной формы, например, глаголы неймется и гнетет не используются в инфинитиве.
Так, для того, чтобы выяснить начальную форму существительного, нужно привести его к виду “единственное число, именительный падеж” (за исключением случаев, когда оно используется только во множественном).
У местоимений начальная форма зависит от того, к какой категории они относятся. Так, у личных она такая же, как у существительных, а у притяжательных показатели совпадают с прилагательными.
Для числительных начальной формой является именительный падеж, а для тех, которые изменяются по родам и числам – соответствующие формы, то есть единственное число, мужской род.
Начальная форма глагола
Также важно ответить на вопрос, что такое начальная форма глагола, то есть инфинитив. Это глагол с неопределенной форме, который отвечает на вопрос что делать или что сделать?
Он лишен наклонения, рода, числа, времени и лица, то есть является, что называется, глаголом в чистом виде, который обладает максимально полной лексической информацией и при этом минималистичен с грамматической точки зрения.
Было проведено исследование, целью которого являлась частотность использования инфинитивов в тексте по сравнению с использованием глаголов вообще. И было выяснено, что хотя в деловой речи глаголы использовали меньше всего, среди них преобладала как раз неопределенная форма. В научном стиле, который носит отвлеченный характер, также часто используется инфинитив, а вот в художественном он не так популярен.
Что мы узнали?
Те слова в русском языке, которые могут принимать разные грамматические формы, то есть изменяемые, имеют и начальную форму. Она нужна для того, чтобы получить общую информацию о слове и найти его в словаре. У каждой части речи своя начальная форма, которая зависит от того, какие изменяющиеся грамматические признаки она имеет. Особый случай – это глагол. Его начальной формой является инфинитив, то есть максимально обезличенная глагольная форма, лишенная грамматических признаков. При этом именно среди глаголов чаще всего встречаются слова без начальной формы.