Все о тюнинге авто

Для непоющих - о голосе. Октавная система 3 4 октавы

Октавная система - способ группировки и обозначения музыкальных звуков на основе их октавного сходства.

Музыкальные звуки, частота которых отличается в два раза, воспринимаются на слух как очень похожие, как повторение одного звука на разной высоте. Это явление называется октавным сходством звуков. На основе этого весь диапазон частот используемых в музыке звуков делится на участки, называемые октавами , при этом частота звуков в каждой последующей октаве будет в два раза выше чем в предыдущей, а схожие звуки получают одинаковые названия ступеней .

Расположение частотных границ октав условно и выбрано таким образом, чтобы каждая октава начиналась с первой ступени («До ») равномерно темперированного двенадцатизвукового строя и при этом частота 6-й ступени («Ля ») одной из октав (называемой «первой») составляла бы 440 Гц.

Обозначения октав

Диапазон применимых в музыке звуков разбит на 9 октав, каждая из которых имеет своё название. Кроме того существуют разные способы обозначения принадлежности звука той или иной октаве, из которых наиболее распространены два - нотация Гельмгольца и научная нотация.

Наименования октав

Октава, лежащая посередине диапазона используемых в музыке звуков, называется «Первая октава», следующая вверх - «Вторая», затем «Третья», «Четвёртая» и «Пятая». Октавы ниже 1-й имеют собственные названия: «Малая октава» - это октава ниже 1-й, «Большая» - ниже малой, «Контроктава» - ниже большой и наконец «Субконтроктава» - ниже контроктавы - самая низкая из слышимых октав. Октавы ниже субконтроктавы и выше 5-й октавы выходят за диапазон применяемых в музыке звуков и потому не имеют собственных названий и обозначений звуков.

Нотация Гельмгольца

Была предложена немецким математиком Германом Гельмгольцем в своей работе «Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа для теории музыки» (нем. Die Lehre von den Tonempfindungen als physiologische Grundlage für die Theorie der Musik , 1863) . Эта нотация основана на комбинации способа записи названия ступени - с большой либо маленькой буквы, числе штрихов рядом с названием ступени - от одного до пяти (вместо штрихов также используются арабские цифры) и места постановки штрихов - снизу либо сверху. Нотация Гельмгольца может быть применена как со слоговой системой наименования ступеней, так и с буквенной.

Научная нотация

Второй способ обозначения октав называется «научная система обозначения высоты звука». Впервые была предложена в 1939 году Американским акустическим обществом . В научной нотации номер октавы записывается сразу после обозначения ступени, при этом октавы нумеруются начиная с самой низкой слышимой (субконтроктавы), которой присваивается номер 0. Эта нотация применяется только с буквенной системой наименования ступеней.

Список октав

Включает звуки с частотами от 16,352 Гц (включительно) до 32,703 Гц. Самая низкая из слышимых октав, как правило нижние ступени этой октавы в музыке не используются. В нотации Гельмгольца наименования ступеней записываются с большой буквы и справа снизу ставится цифра 2 (или два штриха). В научной нотации имеет номер 0. Голос человека (способный исполнять подобные ноты) - бас-профундо (Михаил Златопольский).

Номер ступени Частота , Гц Научная нотация Современная музыкальная нотация
1 16,352 До 2 C 2 C0
2 18,354 Ре 2 D 2 D0
3 20,602 Ми 2 E 2 E0
4 21,827 Фа 2 F 2 F0
5 24,500 Соль 2 G 2 G0
6 27,500 Ля 2 A 2 A0
7 30,868 Си 2 H 2 * H0

* В англоязычных странах используется модифицированная система Гельмгольца, вместо символа H для ноты «си» используется символ B, который в немецкой системе означает «си-бемоль».

Включает звуки с частотами от 32,703 Гц (включительно) до 65,406 Гц. В нотации Гельмгольца наименования ступеней записываются с большой буквы и справа снизу ставится цифра 1 (или один штрих). В научной нотации имеет номер 1. Голос человека (способный исполнять подобные ноты) - бас-профундо (Владимир Миллер).

Номер ступени Частота, Гц Слоговое обозначение по Гельмгольцу Буквенное обозначение по Гельмгольцу Научная нотация
1 32,703 До 1 C 1 C1
2 36,708 Ре 1 D 1 D1
3 41,203 Ми 1 E 1 E1
4 43,654 Фа 1 F 1 F1
5 48,999 Соль 1 G 1 G1
6 55,000 Ля 1 A 1 A1
7 61,735 Си 1 H 1 H1

Включает звуки с частотами от 65,406 Гц (включительно) до 130,81 Гц. В нотации Гельмгольца наименования ступеней записываются с большой буквы без дополнительных цифр или штрихов. В научной нотации имеет номер 2. Голос человека (способный исполнять подобные ноты) - бас-профундо , бас , баритон , тенор ; штробас . Среди женщин - например, Мэрайя Кэри , Джорджия Браун (сопрано).

Номер ступени Частота, Гц Слоговое обозначение по Гельмгольцу Буквенное обозначение по Гельмгольцу Научная нотация Современная музыкальная нотация
1 65,406 До C C2
2 73,416 Ре D D2
3 82,407 Ми E E2
4 87,307 Фа F F2
5 97,999 Соль G G2
6 110,00 Ля A A2
7 123,47 Си H H2

Включает звуки с частотами от 130,81 Гц (включительно) до 261,63 Гц. В нотации Гельмгольца наименования ступеней записываются с маленькой буквы без дополнительных цифр или штрихов. В научной нотации имеет номер 3. Голос человека (способный исполнять подобные ноты) - бас-профундо , бас , баритон , бас-баритон , тенор , тенор-альтино , контратенор , контральто , меццо-сопрано , сопрано .

Номер ступени Частота, Гц Слоговое обозначение по Гельмгольцу Буквенное обозначение по Гельмгольцу Научная нотация Современная музыкальная нотация
1 130,81 до c C3
2 146,83 ре d D3
3 164,81 ми e E3
4 174,61 фа f F3
5 196,00 соль g G3
6 220,00 ля a A3
7 246,94 си h H3

Включает звуки с частотами от 261,63 Гц (включительно) до 523,25 Гц. Средняя октава звукоряда музыкальной системы. В нотации Гельмгольца наименования ступеней записываются с маленькой буквы, справа сверху пишется цифра 1 (или один штрих). В научной нотации имеет номер 4. Голос человека (способный исполнять подобные ноты) - бас-профундо , бас , баритон , тенор , тенор-альтино , контратенор , контральто , меццо-сопрано , сопрано .

Номер ступени Частота, Гц Слоговое обозначение по Гельмгольцу Буквенное обозначение по Гельмгольцу Научная нотация Современная музыкальная нотация
1 261,63 до 1 c 1 C4
2 293,66 ре 1 d 1 D4
3 329,63 ми 1 e 1 E4
4 349,23 фа 1 f 1 F4
5 392,00 соль 1 g 1 G4
6 440,00 ля 1 a 1 A4
7 493,88 си 1 h 1 H4

Включает звуки с частотами от 523,25 Гц (включительно) до 1046,5 Гц. В нотации Гельмгольца наименования ступеней записываются с маленькой буквы, справа сверху пишется цифра 2 (или два штриха). В научной нотации имеет номер 5. Голос человека (способный исполнять подобные ноты) - тенор , тенор-альтино , контратенор , контральто , меццо-сопрано , сопрано .

Номер ступени Частота, Гц Слоговое обозначение по Гельмгольцу Буквенное обозначение по Гельмгольцу Научная нотация Современная музыкальная нотация
1 523,25 до 2 c 2 C5
2 587,33 ре 2 d 2 D5
3 659,26 ми 2 e 2 E5
4 698,46 фа 2 f 2 F5
5 783,99 соль 2 g 2 G5
6 880,00 ля 2 a 2 A5
7 987,77 си 2 h 2 H5

Включает звуки с частотами от 1046,5 Гц (включительно) до 2093,0 Гц. В нотации Гельмгольца наименования ступеней записываются с маленькой буквы, справа сверху пишется цифра 3 (или три штриха). В научной нотации имеет номер 6. Голос человека (способный исполнять подобные ноты) - тенор-альтино /контратенор (Иван Козловский), сопрано .

Номер ступени Частота, Гц Слоговое обозначение по Гельмгольцу Буквенное обозначение по Гельмгольцу Научная нотация Современная музыкальная нотация
1 1046,5 до 3 c 3 C6
2 1174,7 ре 3 d 3 D6
3 1318,5 ми 3 e 3 E6
4 1396,9 фа 3 f 3 F6
5 1568,0 соль 3 g 3 G6
6 1760,0 ля 3 a 3 A6
7 1975,5 си 3 h 3 H6

Четвёртая октава

Включает звуки с частотами от 2093,0 Гц (включительно) до 4186,0 Гц. В нотации Гельмгольца наименования ступеней записываются с маленькой буквы, справа сверху пишется цифра 4 (или четыре штриха). В научной нотации имеет номер 7. Голос человека - свистковый регистр (Мэрайя Кэри).

Номер ступени Частота, Гц Слоговое обозначение по Гельмгольцу Буквенное обозначение по Гельмгольцу Научная нотация Современная музыкальная нотация
1 2093,0 до 4 c 4 C7
2 2349,3 ре 4 d 4 D7
3 2637,0 ми 4 e 4 E7
4 2793,8 фа 4 f 4 F7
5 3136,0 соль 4 g 4 G7
6 3520,0 ля 4 a 4 A7
7 3951,1 си 4 h 4 H7

Включает звуки с частотами от 4186,0 Гц (включительно) до 8372,0 Гц. Самая высокая из используемых в музыке октав, верхние ступени (выше «До») применяются очень редко. В нотации Гельмгольца наименования ступеней записываются с маленькой буквы, справа сверху пишется цифра 5 (или пять штрихов). В научной нотации имеет номер 8. Голос человека (способный исполнять подобные ноты) - фальцет (Адам Лопес (англ. ) , Джорджия Браун (англ. ) ).

Номер ступени Частота, Гц Слоговое обозначение по Гельмгольцу Буквенное обозначение по Гельмгольцу Научная нотация Современная музыкальная нотация
1 4186,0 до 5 c 5 C8
2 4698,6 ре 5 d 5 D8
3 5274,0 ми 5 e 5 E8
4 5587,7 фа 5 f 5 F8
5 6271,9 соль 5 g 5 G8
6 7040,0 ля 5 a 5 A8
7 7902,1 си 5 h 5 H8

Рекордные вокальные диапазоны

Согласно книге рекордов Гиннесса, мировой рекорд на самую высокую ноту среди мужчин установлен: австралийский музыкант испанского происхождения Адам Лопес с 2005 года до-диез пятой октавы, с 2008 года тот же Адам Лопес ре-диез пятой октавы, с 2017 года китаец Ван Сяо Лун (Wang Xiaolong) ми пятой октавы. Мировой рекорд на самую высокую ноту среди женщин и абсолютный: бразильская певица итальянского происхождения Джорджия Браун с 2004 года соль седьмой октавы (G10). Также у Джорджии Браун с 2004 года мировой рекорд на самый широкий вокальный диапазон среди женщин: от соль большой октавы до соль седьмой октавы (8 октав). Мировой рекорд на самую низкую ноту среди женщин: Хелен Лихей из Германии (Helen Leahey) с 2018 года: ре большой октавы (72,5 Гц), её самая высокая нота ре второй октавы. Мировой рекорд на самую низкую ноту среди мужчин и абсолютный: у американского певца Тима Стормса - с годами голос становится ниже и он несколько раз обновлял рекорд: в 2002 и 2008 годах, с 2012 года G −7 или 0,189 Гц. Мировой рекорд среди мужчин и абсолютный на самый широкий диапазон - также у Тима Стормса, 10 октав с 2008 года, от G/G# −5 до G/G# 5 (неточные ноты, 0,7973 Hz - 807,3 Hz, его самая высокая нота соль второй октавы), но большая часть этого диапазона относится к инфразвуку, не слышимому человеческим ухом и регистрируемому только специальными приборами, тогда как у Джорджии Браун весь вокальный диапазон слышимый.

Схема

С помощью данной схемы или клавиатуры фортепиано возможно нахождение частоты звука.

Таблица соответствия нот частотам

Частоты в герцах (интервал от До первой октавы в полутонах)
Октава →
Нота ↓
Суб-контр Контр Большая Малая 1 2 3 4 5 6 7
C 16,352 (−48) 32,703 (−36) 65,406 (−24) 130,81 (−12) 261,63 (±0) 523,25 (+12) 1046,5 (+24) 2093,0 (+36) 4186,0 (+48) 8372,0 (+60) 16744.0 (+72)
C♯ / D♭ 17,324 (−47) 34,648 (−35) 69,296 (−23) 138,59 (−11) 277,18 (+1) 554,37 (+13) 1108,7 (+25) 2217,5 (+37) 4434,9 (+49) 8869,8 (+61) 17739.7 (+73)
D 18,354 (−46) 36,708 (−34) 73,416 (−22) 146,83 (−10) 293,66 (+2) 587,33 (+14) 1174,7 (+26) 2349,3 (+38) 4698,6 (+50) 9397,3 (+62) 18794.5 (+74)
D♯ / E♭ 19,445 (−45) 38,891 (−33) 77,782 (−21) 155,56 (−9) 311,13 (+3) 622,25 (+15) 1244,5 (+27) 2489,0 (+39) 4978,0 (+51) 9956,1 (+63) 19912.1 (+75)
E 20,602 (−44) 41,203 (−32) 82,407 (−20) 164,81 (−8) 329,63 (+4) 659,26 (+16) 1318,5 (+28) 2637,0 (+40) 5274,0 (+52) 10548 (+64) 21096.2 (+76)
F 21,827 (−43) 43,654 (−31) 87,307 (−19) 174,61 (−7) 349,23 (+5) 698,46 (+17) 1396,9 (+29) 2793,8 (+41) 5587,7 (+53) 11175 (+65) 22350.6 (+77)
F♯ / G♭ 23,125 (−42) 46,249 (−30) 92,499 (−18) 185,00 (−6) 369,99 (+6) 739,99 (+18) 1480,0 (+30) 2960,0 (+42) 5919,9 (+54) 11840 (+66) 23679.6 (+78)
G 24,500 (−41) 48,999 (−29) 97,999 (−17) 196,00 (−5) 392,00 (+7) 783,99 (+19) 1568,0 (+31) 3136,0 (+43) 6271,9 (+55) 12544 (+67) 25087.7 (+79)
G♯ / A♭ 25,957 (−40) 51,913 (−28) 103,83 (−16) 207,65 (−4) 415,30 (+8) 830,61 (+20) 1661,2 (+32) 3322,4 (+44) 6644,9 (+56) 13290 (+68) 26579.5 (+80)
A 27,500 (−39) 55,000 (−27) 110,00 (−15) 220,00 (−3)

Знать диапазон собственного голоса полезно для каждого музыканта. Речь не только о вокалистах, а обо всех людях, занимающихся музыкой - композиторах, гитаристах, пианистах. Знание диапазона помогает писать музыку в комфортных тональностях (или выбирать минуса в нужных тональностях), а также перерабатывать вокальные партии таким образом, чтобы не надорвать связок.

сайт объясняет, как определить диапазон голоса, чтобы правильно рассказать о собственном вокале.

Как описать собственный голос?

Представим, что музыкант откликнулся на объявление местной группы о поиске гитариста с хорошим голосом. Участники коллектива спрашивают музыканта, какой у него голос. Как ответить на этот вопрос?

Описать свой вокал можно тремя способами:

  1. Сравнить свой голос с другим вокалистом. Способ заведомо провальный, так как никто не поверит, что вы поете так же, как Роберт Плант;
  2. Дать общую характеристику своему вокалу. Например, сказать, что вы - лиричный баритон, рок-тенор или роковый альт. Такое описание проще для восприятия, но не несет полезной информации;
  3. Рассказать о диапазоне своего голоса, отметив самую низкую и самую высокую ноту, которую вы можете спеть. Это самый информативный и нормальный способ описания вокала.

Несмотря на понятность третьего способа, часто музыканты дают неполную информацию о диапазоне вокала. Многие приходящие ко мне ученики говорят, что могут спеть все ноты от нижней До до Си бемоль, но не уточняют о каких октавах идет речь.

Как определить диапазон голоса?

Чтобы точно определить диапазон своего голоса, достаточно обратиться к музыкальной теории и октавной системе группировки нот. Все звуки, которые мы можем использовать в музыке и которые различимы человеческим ухом, разбиты на 9 октав. К каждой ноте До привязана цифра, обозначающая октаву, к которой она относится.

Цифра Название октавы
0 Субконтроктава
1 Контроктава
2 Большая октава
3 Малая октава
4 Первая октава
5 Вторая октава
6 Третья октава
7 Четвертая октава
8 Пятая октава

Таким образом, До субконтроктавы будет обозначаться как C0, До контроктавы - C1 и так далее. Все остальные ноты внутри октавы также обозначаются соответствующей цифрой: Фа контроктавы - F1, Соль первой октавы - G4, Ми пятой октавы - E8. Нота До первой октавы находится посередине 88-клавишной клавиатуры и часто берется за отправную точку (в западной музыкальной традиции ее также называют Middle C - серединное До).

Определить диапазон голоса можно с помощью фортепиано или Piano Roll в . Начните поиск звуков, которые вы можете спеть, с До первой октавы (C4). Если вы можете спеть этот звук чисто, двигайтесь вниз, а затем вверх, проверяя доступные вашему голосу ноты. Последние звуки сверху и снизу, которые вы смогли спеть чисто и без дискомфорта для себя и связок - это границы вокального диапазона.

Ноты Ля и Си малой октавы (A3, B3) и До и Ре первой октавы (C4-D4) доступны всем людям. Мужчины и женщины с любым голосом поют эти ноты чисто.

Несмотря на жесткие звуковое разграничение, вы можете без труда брать ноты выше или ниже определенного диапазона. Тем не менее, к диапазону голоса относятся только те ноты, которые вы можете с легкостью и без дискомфорта петь в любой ситуации.

Название Принадлежность Нотация Расшифровка нотации
Бас Мужской E2-D4 От Ми большой октавы до Ре первой октавы
Баритон Мужской F2-G4 От Фа большой октавы до Соль первой октавы
Тенор Мужской A2-C5 От Ля большой октавы до До второй октавы
Альт Женский E3-G5 От Ми малой октавы до Соль второй октавы
Меццо-сопрано Женский E3-B♭5 От Ми малой октавы до Си бемоль второй октавы
Сопрано Женский G3-C6 От Соль малой октавы до До третьей октавы

В каждом виде голоса есть множество подвидов, уточняющих диапазон доступных нот (например, баритон подразделяется на лирический, драматический и тенор-баритон), но такие уточнения не несут практической пользы для обычных музыкантов.

Октавная система
Как мы уже выяснили ранее, ступени звукоряда периодически повторяются на разной высоте. Причем, в диатоническом звукоряде повторение происходит через семь ступеней (восьмая повтор первой), а в хроматическом через двенадцать (тринадцатая повтор первой).
Основанием для такого повторения является сходство ступеней. В диатоническом звукоряде каждая восьмая ступень (а в хроматическом тринадцатая), имеет частоту ровно в два раза большую чем первая. А с физической точки зрения, звуки с отношением частот 1:2, являются родственными, как бы одним и тем же звуком, на разных высотах. Если их сыграть одновременно, то они сольются в один.
Расстояние от любой ступени вверх или вниз до ближайшей одноименной (повторенной) называется октавой .
На основании октавного сходства весь звукоряд делится на участки, так и называемые - октавами. Каждая октава начинается от ноты До, заканчивается нотой Си, и имеет свое название. Вот они от самой низкой к самой высокой:

Субконтр-октава
Контр-октава
Большая октава
Малая октава
Первая октава
Вторая октава
Третья октава
Четвертая октава
Пятая октава

Как видим, звукоряд делится на семь полных октав, с двумя неполными по краям. Названия в от низкой к высокой:

Субконтр-октава, контр-октава, большая октава, малая октава, первая октава, вторая октава, третья октава, четвертая октава, пятая октава (неполная. Первая октава расположена ровно посередине звукоряда.

Теперь каждый звук мы можем назвать с точным определением его высоты. Например, Ре второй октавы. Или Ми малой октавы.

В письме приняты два варианта сокращений:

1 вариант
Употребляется в советских учебниках. Звуки малой октавы и выше пишутся с маленькой буквы. Начиная с первой октавы к маленькой букве прибавляется цифра сверху, указывающая на номер октавы. Звуки большой октавы и ниже пишутся с большой буквы. Начиная с контр-октавы к большой букве добавляется цифра снизу, указывающая порядковый номер октавы от большой октавы вниз.

Названия звуков могут быть и в слоговой системе обозначений. До 1 , ре 4 итд.

2 вариант
Употребляется в западных странах, а также в музыкальных программах. За начало нумерации принимается субконтроктава, как самая низкая, и дальше от неё октавы нумеруются по возрастающей от 0 до 8.

>> Тут я должен сразу заострить внимание на одной важной детали. Нужно четко разделять значение термина октава , он может использоваться в двух смыслах.

  • Октава как расстояние между двумя одноименными звуками. До-До, Ре-Ре, Ми-Ми, Фа#-Фа# итд. Октаву можно построить от любой ступени.
  • Октава как участок звукоряда. В этом случае октава всегда начинается от ноты До, и заканчивается нотой Си. Следующая нота До уже относится к другой октаве.

Диапазон - главное свойство человеческого голоса. В диапазоне есть октавы: чем их больше, тем диапазон лучше. Диапазонами можно меряться; если выходит не в вашу пользу, можно возразить, что у вас зато диапазон рабочий. Если окажется, что ваш диапазон 2-3 октавы или больше, нужно непременно похвастаться.
Поделюсь и я своими знаниями об этом предмете.

Итак, некоторые диапазоны:
1 октава. Используется как ругательство.
1,5 октавы. Это средний диапазон непоставленного голоса. Бывает меньше.
Этого же диапазона хватает для исполнения очень многих поп- и говнорок-песен. Ведь у тех, кто их поет, у самих обычно не больше.
2 октавы. Считается стандартом для профи.
Тут нужно внести ясность. Две октавы в понимании академистов - это очень и очень неслабо. Подразумевается, что нижняя нота слышна в театре на последних рядах, сквозь оркестр, при этом певец не давится. Верхняя нота тоже должна звучать - без качки, без тремоляции, хрипотцы, в натуральном тембре. И - самое главное - что-то выражать, передавать какое-то настроение.
Таких двух октав хватает почти на всё. Даже, замечу, на то, чтобы попонтоваться диапазоном.
В джазе он измеряется по-другому, и выходит намного больше - взять ту же Мэрайю Кэри.
Можно провести аналогию с ваттами. Например, советская магнитола (2х3,5Вт) и иностранная (380Вт) - сила звука почти одинакова.
3 октавы. Или очень много (если рабочий), или мало (если вверху фальцет, а внизу шепот).
А, пока не забыл. Маленький словарик.
_Фальцет_, или трехфазное колебание - режим работы гортани. Различают грудь/фальцет, голос/фальцет. В мужской диапазон НЕ ВХОДИТ.
Женские, контратеноровые и прочие голоса поют этим способом ПОЧТИ ВЕСЬ диапазон, поэтому говорить тут о фальцете не имеет смысла.
Эстрадные, народные, джазовые певицы поют двухфазным колебанием (сиречь грудью) до ре-фа второй октавы. Дальше действительно идет фальцет.
_Микст_ - а) плотный, опертый фальцет; б) СПОСОБ ПЕНИЯ, при котором "грудь" облегчается для плавного перехода на фальцет.
_Голова_ - а) головное резонирование. Необходимо на ВСЕМ диапазоне у всех голосов. б) верхний регистр, обычно у женщин.
Это я про ре2 головой вспомнил; ну да ладно. Пойдем дальше.
3,5 октавы. Александр Градский - пример того, как не надо измерять диапазон. Если у него три с половиной, так у меня тоже. Да-да! до-диез большой - соль второй. Могу и больше взять!
4 октавы. Сергей Пенкин, Диаманда Галас. Има Сумак. Jozek. Еще одна сакраментальная цифра - в массовом сознании синоним понятия "уникальный голос", поэтому все новички (я в том числе) ищут у себя четыре октавы.
5 октав. Мэрайя Кэри.
7 1/4 октав, ля субконтр - до5. Вот ЭТО действительно было в книге Гиннесса. Марита Гюнтер, ученица Альфреда Вольфсона.

Еще один штришок. Путаница с октавами.
Дело все в том... Дело все в том, что лень. Лень, например, писать для гитары два ключа, скрипичный и басовый - поэтому все гитарные ноты пишутся на октаву выше.
То же самое с мужским голосом - если записывать ноты в реальном звучании, получится много добавочных линий. Поэтому вокальные ноты (особенно теноровые) тоже пишут октавой выше.
Короче, запоминайте. Вторая октава в скрипичном ключе=первой в реальном звучании. Камертон: ля второй/ля первой. Первая струна: ми второй/ми первой. Запомнили?
Ну, раз запомнили, напишу теперь, что такое полный диапазон.
Полный диапазон, друзья, это когда у (академического) певца есть все ноты, которые нужны для его голоса. Таких нот обычно две октавы, отсюда и пошла сакраментальная цифра.

Тенор: до малой - до второй. Тенор-альтино - ми второй.
Баритон: ля-бемоль большой - ля-бемоль первой. Баритон-мартин - вся первая.
Бас-кантанте: фа-фа# большой - фа-фа# первой.
Бас-профундо: ре-ми большой - ми первой.
Бас-октавист: чем ниже, тем лучше. Фа контроктавы в самый раз.

Женские голоса - почти то же самое на октаву выше.
Колоратурные сопрано - фа третьей,
контртенора поют в меццо-сопрановом диапазоне.
Кастраты покрывали любой женский диапазон. У Фаринелли было три с половиной октавы; Морески на закате карьеры брал ми третьей.

Несравненная Сара Воэн давно и навсегда в числе любимых джазовых певиц спецкорра Асириса. Ее голос - потрясающий инструмент.
У обычного человека 1,5 октавы, а пользуется он только 3-4 нотами? ().
У Сары диапазон три октавы: от сопрано до мужского баритона!
Не хочу ничем обидеть милого и супер-популярного исполнителя этой же самой песни
"Somewhere over the Rainbow"
(),
но можешь сравнить сам.
Теперь ты и лучше выделишь голос Сары Воэн в трио,

Да, что там диапазон! Вслушиваюсь, любуюсь и подпеваю!

Сара Воэн. Sarah Vaughan
23.03.1924, Ньюарк, шт. Нью-Джерси —
03.04.1990, Нью-Йорк
Вокалистка, пианистка. Наряду с Эллой Фицджеральд и Билли Холидэй одна из основоположниц современного инструментального пения. Неоднократно подчеркивала, что на нее сильнейшее влияние оказали импровизации Чарли Паркера и Диззи Гиллеспи. Обладала диапазоном в три октавы, считалась самой лучшей вокалисткой периода бибопа.
Училась играть на фортепиано, работала органисткой в церкви, пела в хоре. В 1943 выиграла вокальный конкурс в гарлемском театре Apollo, и Билли Экстайн, входивший в жюри конкурса, порекомендовал ее Эрлу Хайнзу. В 1943-44 была в оркестре Хайнза второй пианисткой и участницей вокального трио. Через некоторое время Экстайн "забрал" ее в свой бэнд, организовал первые записи (с Тони Скоттом, Диком Уэллсом, Диззи Гиллеспи, Тэдди Уилсоном и другими). В 1945-46 пела в оркестре Джона Кирби, после чего решила выступать на сцене с трио. В 1947 вышла замуж за трубача Джорджа Тредуэлла, ставшим на многие годы ее менеджером. Лучшие ранние записи: Mean To Me (1945), Body And Soul (1946), Once In A While (1947), Ain’t Misbehavin’ (1950), East Of The Sun (1950). После 1955 в основном выступала в клубах, на сцене появлялась редко, в 1967-72 почти не пела (как язвительно замечено в одном из справочников, "долго подыскивала мужей и менеджеров"). Зато в последующие годы посетила более 60 стран, принимая участие в самых разных проектах — от концертов в небольших джаз-клубах до выступлений с симфоническими оркестрами в огромных залах. В 1972 записала альбом с музыкой Мишеля Леграна (Sarah Vaughan — Michel Legrand) с оркестром, которым дирижировал автор. Благодаря записям с различными составами — оркестрами и хорами — вокалистке удалось добиться успеха и вне джаза. Однако джазовые музыканты с удовольствием приглашали ее в свои программы. После триумфального выступления в Карнеги-холле (1979) совершила ряд гастрольных поездок с оркестром Каунта Бэйси, с Джо Пассом, Стэнли Террентайном. В 1978 стала почетным доктором школы Беркли в Бостоне. Когда-то критик Леонард Фэзер написал о ней: "Я слышал вокалистку со спонтанностью Эллы Фицджеральд, с душой Ариты Франклин, с теплотой Пегги Ли, с фразировкой Кармен МакРэй. И все это было у Сары Воэн".