Для непоющих - о голосе. Октавная система 3 4 октавы
Октавная система - способ группировки и обозначения музыкальных звуков на основе их октавного сходства.
Музыкальные звуки, частота которых отличается в два раза, воспринимаются на слух как очень похожие, как повторение одного звука на разной высоте. Это явление называется октавным сходством звуков. На основе этого весь диапазон частот используемых в музыке звуков делится на участки, называемые октавами , при этом частота звуков в каждой последующей октаве будет в два раза выше чем в предыдущей, а схожие звуки получают одинаковые названия ступеней .
Расположение частотных границ октав условно и выбрано таким образом, чтобы каждая октава начиналась с первой ступени («До ») равномерно темперированного двенадцатизвукового строя и при этом частота 6-й ступени («Ля ») одной из октав (называемой «первой») составляла бы 440 Гц.
Обозначения октав
Диапазон применимых в музыке звуков разбит на 9 октав, каждая из которых имеет своё название. Кроме того существуют разные способы обозначения принадлежности звука той или иной октаве, из которых наиболее распространены два - нотация Гельмгольца и научная нотация.
Наименования октав
Октава, лежащая посередине диапазона используемых в музыке звуков, называется «Первая октава», следующая вверх - «Вторая», затем «Третья», «Четвёртая» и «Пятая». Октавы ниже 1-й имеют собственные названия: «Малая октава» - это октава ниже 1-й, «Большая» - ниже малой, «Контроктава» - ниже большой и наконец «Субконтроктава» - ниже контроктавы - самая низкая из слышимых октав. Октавы ниже субконтроктавы и выше 5-й октавы выходят за диапазон применяемых в музыке звуков и потому не имеют собственных названий и обозначений звуков.
Нотация Гельмгольца
Была предложена немецким математиком Германом Гельмгольцем в своей работе «Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа для теории музыки» (нем. Die Lehre von den Tonempfindungen als physiologische Grundlage für die Theorie der Musik , 1863) . Эта нотация основана на комбинации способа записи названия ступени - с большой либо маленькой буквы, числе штрихов рядом с названием ступени - от одного до пяти (вместо штрихов также используются арабские цифры) и места постановки штрихов - снизу либо сверху. Нотация Гельмгольца может быть применена как со слоговой системой наименования ступеней, так и с буквенной.
Научная нотация
Второй способ обозначения октав называется «научная система обозначения высоты звука». Впервые была предложена в 1939 году Американским акустическим обществом . В научной нотации номер октавы записывается сразу после обозначения ступени, при этом октавы нумеруются начиная с самой низкой слышимой (субконтроктавы), которой присваивается номер 0. Эта нотация применяется только с буквенной системой наименования ступеней.
Список октав
Включает звуки с частотами от 16,352 Гц (включительно) до 32,703 Гц. Самая низкая из слышимых октав, как правило нижние ступени этой октавы в музыке не используются. В нотации Гельмгольца наименования ступеней записываются с большой буквы и справа снизу ставится цифра 2 (или два штриха). В научной нотации имеет номер 0. Голос человека (способный исполнять подобные ноты) - бас-профундо (Михаил Златопольский).
Номер ступени | Частота , Гц | Научная нотация | Современная музыкальная нотация | ||
---|---|---|---|---|---|
1 | 16,352 | До 2 | C 2 | C0 | |
2 | 18,354 | Ре 2 | D 2 | D0 | |
3 | 20,602 | Ми 2 | E 2 | E0 | |
4 | 21,827 | Фа 2 | F 2 | F0 | |
5 | 24,500 | Соль 2 | G 2 | G0 | |
6 | 27,500 | Ля 2 | A 2 | A0 | |
7 | 30,868 | Си 2 | H 2 * | H0 |
* В англоязычных странах используется модифицированная система Гельмгольца, вместо символа H для ноты «си» используется символ B, который в немецкой системе означает «си-бемоль».
Включает звуки с частотами от 32,703 Гц (включительно) до 65,406 Гц. В нотации Гельмгольца наименования ступеней записываются с большой буквы и справа снизу ставится цифра 1 (или один штрих). В научной нотации имеет номер 1. Голос человека (способный исполнять подобные ноты) - бас-профундо (Владимир Миллер).
Номер ступени | Частота, Гц | Слоговое обозначение по Гельмгольцу | Буквенное обозначение по Гельмгольцу | Научная нотация | |
---|---|---|---|---|---|
1 | 32,703 | До 1 | C 1 | C1 | |
2 | 36,708 | Ре 1 | D 1 | D1 | |
3 | 41,203 | Ми 1 | E 1 | E1 | |
4 | 43,654 | Фа 1 | F 1 | F1 | |
5 | 48,999 | Соль 1 | G 1 | G1 | |
6 | 55,000 | Ля 1 | A 1 | A1 | |
7 | 61,735 | Си 1 | H 1 | H1 |
Включает звуки с частотами от 65,406 Гц (включительно) до 130,81 Гц. В нотации Гельмгольца наименования ступеней записываются с большой буквы без дополнительных цифр или штрихов. В научной нотации имеет номер 2. Голос человека (способный исполнять подобные ноты) - бас-профундо , бас , баритон , тенор ; штробас . Среди женщин - например, Мэрайя Кэри , Джорджия Браун (сопрано).
Номер ступени | Частота, Гц | Слоговое обозначение по Гельмгольцу | Буквенное обозначение по Гельмгольцу | Научная нотация | Современная музыкальная нотация |
---|---|---|---|---|---|
1 | 65,406 | До | C | C2 | |
2 | 73,416 | Ре | D | D2 | |
3 | 82,407 | Ми | E | E2 | |
4 | 87,307 | Фа | F | F2 | |
5 | 97,999 | Соль | G | G2 | |
6 | 110,00 | Ля | A | A2 | |
7 | 123,47 | Си | H | H2 |
Включает звуки с частотами от 130,81 Гц (включительно) до 261,63 Гц. В нотации Гельмгольца наименования ступеней записываются с маленькой буквы без дополнительных цифр или штрихов. В научной нотации имеет номер 3. Голос человека (способный исполнять подобные ноты) - бас-профундо , бас , баритон , бас-баритон , тенор , тенор-альтино , контратенор , контральто , меццо-сопрано , сопрано .
Номер ступени | Частота, Гц | Слоговое обозначение по Гельмгольцу | Буквенное обозначение по Гельмгольцу | Научная нотация | Современная музыкальная нотация |
---|---|---|---|---|---|
1 | 130,81 | до | c | C3 | |
2 | 146,83 | ре | d | D3 | |
3 | 164,81 | ми | e | E3 | |
4 | 174,61 | фа | f | F3 | |
5 | 196,00 | соль | g | G3 | |
6 | 220,00 | ля | a | A3 | |
7 | 246,94 | си | h | H3 |
Включает звуки с частотами от 261,63 Гц (включительно) до 523,25 Гц. Средняя октава звукоряда музыкальной системы. В нотации Гельмгольца наименования ступеней записываются с маленькой буквы, справа сверху пишется цифра 1 (или один штрих). В научной нотации имеет номер 4. Голос человека (способный исполнять подобные ноты) - бас-профундо , бас , баритон , тенор , тенор-альтино , контратенор , контральто , меццо-сопрано , сопрано .
Номер ступени | Частота, Гц | Слоговое обозначение по Гельмгольцу | Буквенное обозначение по Гельмгольцу | Научная нотация | Современная музыкальная нотация |
---|---|---|---|---|---|
1 | 261,63 | до 1 | c 1 | C4 | |
2 | 293,66 | ре 1 | d 1 | D4 | |
3 | 329,63 | ми 1 | e 1 | E4 | |
4 | 349,23 | фа 1 | f 1 | F4 | |
5 | 392,00 | соль 1 | g 1 | G4 | |
6 | 440,00 | ля 1 | a 1 | A4 | |
7 | 493,88 | си 1 | h 1 | H4 |
Включает звуки с частотами от 523,25 Гц (включительно) до 1046,5 Гц. В нотации Гельмгольца наименования ступеней записываются с маленькой буквы, справа сверху пишется цифра 2 (или два штриха). В научной нотации имеет номер 5. Голос человека (способный исполнять подобные ноты) - тенор , тенор-альтино , контратенор , контральто , меццо-сопрано , сопрано .
Номер ступени | Частота, Гц | Слоговое обозначение по Гельмгольцу | Буквенное обозначение по Гельмгольцу | Научная нотация | Современная музыкальная нотация |
---|---|---|---|---|---|
1 | 523,25 | до 2 | c 2 | C5 | |
2 | 587,33 | ре 2 | d 2 | D5 | |
3 | 659,26 | ми 2 | e 2 | E5 | |
4 | 698,46 | фа 2 | f 2 | F5 | |
5 | 783,99 | соль 2 | g 2 | G5 | |
6 | 880,00 | ля 2 | a 2 | A5 | |
7 | 987,77 | си 2 | h 2 | H5 |
Включает звуки с частотами от 1046,5 Гц (включительно) до 2093,0 Гц. В нотации Гельмгольца наименования ступеней записываются с маленькой буквы, справа сверху пишется цифра 3 (или три штриха). В научной нотации имеет номер 6. Голос человека (способный исполнять подобные ноты) - тенор-альтино /контратенор (Иван Козловский), сопрано .
Номер ступени | Частота, Гц | Слоговое обозначение по Гельмгольцу | Буквенное обозначение по Гельмгольцу | Научная нотация | Современная музыкальная нотация |
---|---|---|---|---|---|
1 | 1046,5 | до 3 | c 3 | C6 | |
2 | 1174,7 | ре 3 | d 3 | D6 | |
3 | 1318,5 | ми 3 | e 3 | E6 | |
4 | 1396,9 | фа 3 | f 3 | F6 | |
5 | 1568,0 | соль 3 | g 3 | G6 | |
6 | 1760,0 | ля 3 | a 3 | A6 | |
7 | 1975,5 | си 3 | h 3 | H6 |
Четвёртая октава
Включает звуки с частотами от 2093,0 Гц (включительно) до 4186,0 Гц. В нотации Гельмгольца наименования ступеней записываются с маленькой буквы, справа сверху пишется цифра 4 (или четыре штриха). В научной нотации имеет номер 7. Голос человека - свистковый регистр (Мэрайя Кэри).
Номер ступени | Частота, Гц | Слоговое обозначение по Гельмгольцу | Буквенное обозначение по Гельмгольцу | Научная нотация | Современная музыкальная нотация |
---|---|---|---|---|---|
1 | 2093,0 | до 4 | c 4 | C7 | |
2 | 2349,3 | ре 4 | d 4 | D7 | |
3 | 2637,0 | ми 4 | e 4 | E7 | |
4 | 2793,8 | фа 4 | f 4 | F7 | |
5 | 3136,0 | соль 4 | g 4 | G7 | |
6 | 3520,0 | ля 4 | a 4 | A7 | |
7 | 3951,1 | си 4 | h 4 | H7 |
Включает звуки с частотами от 4186,0 Гц (включительно) до 8372,0 Гц. Самая высокая из используемых в музыке октав, верхние ступени (выше «До») применяются очень редко. В нотации Гельмгольца наименования ступеней записываются с маленькой буквы, справа сверху пишется цифра 5 (или пять штрихов). В научной нотации имеет номер 8. Голос человека (способный исполнять подобные ноты) - фальцет (Адам Лопес (англ. ) , Джорджия Браун (англ. ) ).
Номер ступени | Частота, Гц | Слоговое обозначение по Гельмгольцу | Буквенное обозначение по Гельмгольцу | Научная нотация | Современная музыкальная нотация |
---|---|---|---|---|---|
1 | 4186,0 | до 5 | c 5 | C8 | |
2 | 4698,6 | ре 5 | d 5 | D8 | |
3 | 5274,0 | ми 5 | e 5 | E8 | |
4 | 5587,7 | фа 5 | f 5 | F8 | |
5 | 6271,9 | соль 5 | g 5 | G8 | |
6 | 7040,0 | ля 5 | a 5 | A8 | |
7 | 7902,1 | си 5 | h 5 | H8 |
Рекордные вокальные диапазоны
Согласно книге рекордов Гиннесса, мировой рекорд на самую высокую ноту среди мужчин установлен: австралийский музыкант испанского происхождения Адам Лопес с 2005 года до-диез пятой октавы, с 2008 года тот же Адам Лопес ре-диез пятой октавы, с 2017 года китаец Ван Сяо Лун (Wang Xiaolong) ми пятой октавы. Мировой рекорд на самую высокую ноту среди женщин и абсолютный: бразильская певица итальянского происхождения Джорджия Браун с 2004 года соль седьмой октавы (G10). Также у Джорджии Браун с 2004 года мировой рекорд на самый широкий вокальный диапазон среди женщин: от соль большой октавы до соль седьмой октавы (8 октав). Мировой рекорд на самую низкую ноту среди женщин: Хелен Лихей из Германии (Helen Leahey) с 2018 года: ре большой октавы (72,5 Гц), её самая высокая нота ре второй октавы. Мировой рекорд на самую низкую ноту среди мужчин и абсолютный: у американского певца Тима Стормса - с годами голос становится ниже и он несколько раз обновлял рекорд: в 2002 и 2008 годах, с 2012 года G −7 или 0,189 Гц. Мировой рекорд среди мужчин и абсолютный на самый широкий диапазон - также у Тима Стормса, 10 октав с 2008 года, от G/G# −5 до G/G# 5 (неточные ноты, 0,7973 Hz - 807,3 Hz, его самая высокая нота соль второй октавы), но большая часть этого диапазона относится к инфразвуку, не слышимому человеческим ухом и регистрируемому только специальными приборами, тогда как у Джорджии Браун весь вокальный диапазон слышимый.
Схема
С помощью данной схемы или клавиатуры фортепиано возможно нахождение частоты звука.
Таблица соответствия нот частотам
Частоты в герцах (интервал от До первой октавы в полутонах) | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Октава → Нота ↓ |
Суб-контр | Контр | Большая | Малая | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
C | 16,352 (−48) | 32,703 (−36) | 65,406 (−24) | 130,81 (−12) | 261,63 (±0) | 523,25 (+12) | 1046,5 (+24) | 2093,0 (+36) | 4186,0 (+48) | 8372,0 (+60) | 16744.0 (+72) |
C♯ / D♭ | 17,324 (−47) | 34,648 (−35) | 69,296 (−23) | 138,59 (−11) | 277,18 (+1) | 554,37 (+13) | 1108,7 (+25) | 2217,5 (+37) | 4434,9 (+49) | 8869,8 (+61) | 17739.7 (+73) |
D | 18,354 (−46) | 36,708 (−34) | 73,416 (−22) | 146,83 (−10) | 293,66 (+2) | 587,33 (+14) | 1174,7 (+26) | 2349,3 (+38) | 4698,6 (+50) | 9397,3 (+62) | 18794.5 (+74) |
D♯ / E♭ | 19,445 (−45) | 38,891 (−33) | 77,782 (−21) | 155,56 (−9) | 311,13 (+3) | 622,25 (+15) | 1244,5 (+27) | 2489,0 (+39) | 4978,0 (+51) | 9956,1 (+63) | 19912.1 (+75) |
E | 20,602 (−44) | 41,203 (−32) | 82,407 (−20) | 164,81 (−8) | 329,63 (+4) | 659,26 (+16) | 1318,5 (+28) | 2637,0 (+40) | 5274,0 (+52) | 10548 (+64) | 21096.2 (+76) |
F | 21,827 (−43) | 43,654 (−31) | 87,307 (−19) | 174,61 (−7) | 349,23 (+5) | 698,46 (+17) | 1396,9 (+29) | 2793,8 (+41) | 5587,7 (+53) | 11175 (+65) | 22350.6 (+77) |
F♯ / G♭ | 23,125 (−42) | 46,249 (−30) | 92,499 (−18) | 185,00 (−6) | 369,99 (+6) | 739,99 (+18) | 1480,0 (+30) | 2960,0 (+42) | 5919,9 (+54) | 11840 (+66) | 23679.6 (+78) |
G | 24,500 (−41) | 48,999 (−29) | 97,999 (−17) | 196,00 (−5) | 392,00 (+7) | 783,99 (+19) | 1568,0 (+31) | 3136,0 (+43) | 6271,9 (+55) | 12544 (+67) | 25087.7 (+79) |
G♯ / A♭ | 25,957 (−40) | 51,913 (−28) | 103,83 (−16) | 207,65 (−4) | 415,30 (+8) | 830,61 (+20) | 1661,2 (+32) | 3322,4 (+44) | 6644,9 (+56) | 13290 (+68) | 26579.5 (+80) |
A | 27,500 (−39) | 55,000 (−27) | 110,00 (−15) | 220,00 (−3) |
Знать диапазон собственного голоса полезно для каждого музыканта. Речь не только о вокалистах, а обо всех людях, занимающихся музыкой - композиторах, гитаристах, пианистах. Знание диапазона помогает писать музыку в комфортных тональностях (или выбирать минуса в нужных тональностях), а также перерабатывать вокальные партии таким образом, чтобы не надорвать связок.
сайт объясняет, как определить диапазон голоса, чтобы правильно рассказать о собственном вокале.
Как описать собственный голос?
Представим, что музыкант откликнулся на объявление местной группы о поиске гитариста с хорошим голосом. Участники коллектива спрашивают музыканта, какой у него голос. Как ответить на этот вопрос?
Описать свой вокал можно тремя способами:
- Сравнить свой голос с другим вокалистом. Способ заведомо провальный, так как никто не поверит, что вы поете так же, как Роберт Плант;
- Дать общую характеристику своему вокалу. Например, сказать, что вы - лиричный баритон, рок-тенор или роковый альт. Такое описание проще для восприятия, но не несет полезной информации;
- Рассказать о диапазоне своего голоса, отметив самую низкую и самую высокую ноту, которую вы можете спеть. Это самый информативный и нормальный способ описания вокала.
Несмотря на понятность третьего способа, часто музыканты дают неполную информацию о диапазоне вокала. Многие приходящие ко мне ученики говорят, что могут спеть все ноты от нижней До до Си бемоль, но не уточняют о каких октавах идет речь.
Как определить диапазон голоса?
Чтобы точно определить диапазон своего голоса, достаточно обратиться к музыкальной теории и октавной системе группировки нот. Все звуки, которые мы можем использовать в музыке и которые различимы человеческим ухом, разбиты на 9 октав. К каждой ноте До привязана цифра, обозначающая октаву, к которой она относится.
Цифра | Название октавы |
---|---|
0 | Субконтроктава |
1 | Контроктава |
2 | Большая октава |
3 | Малая октава |
4 | Первая октава |
5 | Вторая октава |
6 | Третья октава |
7 | Четвертая октава |
8 | Пятая октава |
Таким образом, До субконтроктавы будет обозначаться как C0, До контроктавы - C1 и так далее. Все остальные ноты внутри октавы также обозначаются соответствующей цифрой: Фа контроктавы - F1, Соль первой октавы - G4, Ми пятой октавы - E8. Нота До первой октавы находится посередине 88-клавишной клавиатуры и часто берется за отправную точку (в западной музыкальной традиции ее также называют Middle C - серединное До).
Определить диапазон голоса можно с помощью фортепиано или Piano Roll в . Начните поиск звуков, которые вы можете спеть, с До первой октавы (C4). Если вы можете спеть этот звук чисто, двигайтесь вниз, а затем вверх, проверяя доступные вашему голосу ноты. Последние звуки сверху и снизу, которые вы смогли спеть чисто и без дискомфорта для себя и связок - это границы вокального диапазона.
Ноты Ля и Си малой октавы (A3, B3) и До и Ре первой октавы (C4-D4) доступны всем людям. Мужчины и женщины с любым голосом поют эти ноты чисто.
Несмотря на жесткие звуковое разграничение, вы можете без труда брать ноты выше или ниже определенного диапазона. Тем не менее, к диапазону голоса относятся только те ноты, которые вы можете с легкостью и без дискомфорта петь в любой ситуации.
Название | Принадлежность | Нотация | Расшифровка нотации |
---|---|---|---|
Бас | Мужской | E2-D4 | От Ми большой октавы до Ре первой октавы |
Баритон | Мужской | F2-G4 | От Фа большой октавы до Соль первой октавы |
Тенор | Мужской | A2-C5 | От Ля большой октавы до До второй октавы |
Альт | Женский | E3-G5 | От Ми малой октавы до Соль второй октавы |
Меццо-сопрано | Женский | E3-B♭5 | От Ми малой октавы до Си бемоль второй октавы |
Сопрано | Женский | G3-C6 | От Соль малой октавы до До третьей октавы |
В каждом виде голоса есть множество подвидов, уточняющих диапазон доступных нот (например, баритон подразделяется на лирический, драматический и тенор-баритон), но такие уточнения не несут практической пользы для обычных музыкантов.
Октавная система
Как мы уже выяснили ранее, ступени звукоряда периодически повторяются на разной высоте. Причем, в диатоническом звукоряде повторение происходит через семь ступеней (восьмая повтор первой), а в хроматическом через двенадцать (тринадцатая повтор первой).
Основанием для такого повторения является сходство ступеней. В диатоническом звукоряде каждая восьмая ступень (а в хроматическом тринадцатая), имеет частоту ровно в два раза большую чем первая. А с физической точки зрения, звуки с отношением частот 1:2, являются родственными, как бы одним и тем же звуком, на разных высотах. Если их сыграть одновременно, то они сольются в один.
Расстояние от любой ступени вверх или вниз до ближайшей одноименной (повторенной) называется октавой
.
На основании октавного сходства весь звукоряд делится на участки, так и называемые - октавами. Каждая октава начинается от ноты До, заканчивается нотой Си, и имеет свое название. Вот они от самой низкой к самой высокой:
Субконтр-октава
Контр-октава
Большая октава
Малая октава
Первая октава
Вторая октава
Третья октава
Четвертая октава
Пятая октава
Как видим, звукоряд делится на семь полных октав, с двумя неполными по краям. Названия в от низкой к высокой:
Субконтр-октава, контр-октава, большая октава, малая октава, первая октава, вторая октава, третья октава, четвертая октава, пятая октава (неполная. Первая октава расположена ровно посередине звукоряда.
Теперь каждый звук мы можем назвать с точным определением его высоты. Например, Ре второй октавы. Или Ми малой октавы.
В письме приняты два варианта сокращений:
1 вариант
Употребляется в советских учебниках. Звуки малой октавы и выше пишутся с маленькой буквы. Начиная с первой октавы к маленькой букве прибавляется цифра сверху, указывающая на номер октавы. Звуки большой октавы и ниже пишутся с большой буквы. Начиная с контр-октавы к большой букве добавляется цифра снизу, указывающая порядковый номер октавы от большой октавы вниз.
Названия звуков могут быть и в слоговой системе обозначений. До 1 , ре 4 итд.
2 вариант
Употребляется в западных странах, а также в музыкальных программах. За начало нумерации принимается субконтроктава, как самая низкая, и дальше от неё октавы нумеруются по возрастающей от 0 до 8.
>> Тут я должен сразу заострить внимание на одной важной детали. Нужно четко разделять значение термина октава , он может использоваться в двух смыслах.
- Октава как расстояние между двумя одноименными звуками. До-До, Ре-Ре, Ми-Ми, Фа#-Фа# итд. Октаву можно построить от любой ступени.
- Октава как участок звукоряда. В этом случае октава всегда начинается от ноты До, и заканчивается нотой Си. Следующая нота До уже относится к другой октаве.
Диапазон - главное свойство человеческого голоса. В диапазоне есть октавы: чем их больше, тем диапазон лучше. Диапазонами можно меряться; если выходит не в вашу пользу, можно возразить, что у вас зато диапазон рабочий. Если окажется, что ваш диапазон 2-3 октавы или больше, нужно непременно похвастаться.
Поделюсь и я своими знаниями об этом предмете.
Итак, некоторые диапазоны:
1 октава. Используется как ругательство.
1,5 октавы. Это средний диапазон непоставленного голоса. Бывает меньше.
Этого же диапазона хватает для исполнения очень многих поп- и говнорок-песен. Ведь у тех, кто их поет, у самих обычно не больше.
2 октавы. Считается стандартом для профи.
Тут нужно внести ясность. Две октавы в понимании академистов - это очень и очень неслабо. Подразумевается, что нижняя нота слышна в театре на последних рядах, сквозь оркестр, при этом певец не давится. Верхняя нота тоже должна звучать - без качки, без тремоляции, хрипотцы, в натуральном тембре. И - самое главное - что-то выражать, передавать какое-то настроение.
Таких двух октав хватает почти на всё. Даже, замечу, на то, чтобы попонтоваться диапазоном.
В джазе он измеряется по-другому, и выходит намного больше - взять ту же Мэрайю Кэри.
Можно провести аналогию с ваттами. Например, советская магнитола (2х3,5Вт) и иностранная (380Вт) - сила звука почти одинакова.
3 октавы. Или очень много (если рабочий), или мало (если вверху фальцет, а внизу шепот).
А, пока не забыл. Маленький словарик.
_Фальцет_, или трехфазное колебание - режим работы гортани. Различают грудь/фальцет, голос/фальцет. В мужской диапазон НЕ ВХОДИТ.
Женские, контратеноровые и прочие голоса поют этим способом ПОЧТИ ВЕСЬ диапазон, поэтому говорить тут о фальцете не имеет смысла.
Эстрадные, народные, джазовые певицы поют двухфазным колебанием (сиречь грудью) до ре-фа второй октавы. Дальше действительно идет фальцет.
_Микст_ - а) плотный, опертый фальцет; б) СПОСОБ ПЕНИЯ, при котором "грудь" облегчается для плавного перехода на фальцет.
_Голова_ - а) головное резонирование. Необходимо на ВСЕМ диапазоне у всех голосов. б) верхний регистр, обычно у женщин.
Это я про ре2 головой вспомнил; ну да ладно. Пойдем дальше.
3,5 октавы. Александр Градский - пример того, как не надо измерять диапазон. Если у него три с половиной, так у меня тоже. Да-да! до-диез большой - соль второй. Могу и больше взять!
4 октавы. Сергей Пенкин, Диаманда Галас. Има Сумак. Jozek. Еще одна сакраментальная цифра - в массовом сознании синоним понятия "уникальный голос", поэтому все новички (я в том числе) ищут у себя четыре октавы.
5 октав. Мэрайя Кэри.
7 1/4 октав, ля субконтр - до5. Вот ЭТО действительно было в книге Гиннесса. Марита Гюнтер, ученица Альфреда Вольфсона.
Еще один штришок. Путаница с октавами.
Дело все в том... Дело все в том, что лень. Лень, например, писать для гитары два ключа, скрипичный и басовый - поэтому все гитарные ноты пишутся на октаву выше.
То же самое с мужским голосом - если записывать ноты в реальном звучании, получится много добавочных линий. Поэтому вокальные ноты (особенно теноровые) тоже пишут октавой выше.
Короче, запоминайте. Вторая октава в скрипичном ключе=первой в реальном звучании. Камертон: ля второй/ля первой. Первая струна: ми второй/ми первой. Запомнили?
Ну, раз запомнили, напишу теперь, что такое полный диапазон.
Полный диапазон, друзья, это когда у (академического) певца есть все ноты, которые нужны для его голоса. Таких нот обычно две октавы, отсюда и пошла сакраментальная цифра.
Тенор: до малой - до второй. Тенор-альтино - ми второй.
Баритон: ля-бемоль большой - ля-бемоль первой. Баритон-мартин - вся первая.
Бас-кантанте: фа-фа# большой - фа-фа# первой.
Бас-профундо: ре-ми большой - ми первой.
Бас-октавист: чем ниже, тем лучше. Фа контроктавы в самый раз.
Женские голоса - почти то же самое на октаву выше.
Колоратурные сопрано - фа третьей,
контртенора поют в меццо-сопрановом диапазоне.
Кастраты покрывали любой женский диапазон. У Фаринелли было три с половиной октавы; Морески на закате карьеры брал ми третьей.
Несравненная Сара Воэн давно и навсегда в числе любимых джазовых певиц спецкорра Асириса. Ее голос - потрясающий инструмент.
У обычного человека 1,5 октавы, а пользуется он только 3-4 нотами? ().
У Сары диапазон три октавы: от сопрано до мужского баритона!
Не хочу ничем обидеть милого и супер-популярного исполнителя этой же самой песни
"Somewhere over the Rainbow"
(),
но можешь сравнить сам.
Теперь ты и лучше выделишь голос Сары Воэн в трио,
Да, что там диапазон! Вслушиваюсь, любуюсь и подпеваю!
Сара Воэн. Sarah Vaughan
23.03.1924, Ньюарк, шт. Нью-Джерси —
03.04.1990, Нью-Йорк
Вокалистка, пианистка. Наряду с Эллой Фицджеральд и Билли Холидэй одна из основоположниц современного инструментального пения. Неоднократно подчеркивала, что на нее сильнейшее влияние оказали импровизации Чарли Паркера и Диззи Гиллеспи. Обладала диапазоном в три октавы, считалась самой лучшей вокалисткой периода бибопа.
Училась играть на фортепиано, работала органисткой в церкви, пела в хоре. В 1943 выиграла вокальный конкурс в гарлемском театре Apollo, и Билли Экстайн, входивший в жюри конкурса, порекомендовал ее Эрлу Хайнзу. В 1943-44 была в оркестре Хайнза второй пианисткой и участницей вокального трио. Через некоторое время Экстайн "забрал" ее в свой бэнд, организовал первые записи (с Тони Скоттом, Диком Уэллсом, Диззи Гиллеспи, Тэдди Уилсоном и другими). В 1945-46 пела в оркестре Джона Кирби, после чего решила выступать на сцене с трио. В 1947 вышла замуж за трубача Джорджа Тредуэлла, ставшим на многие годы ее менеджером. Лучшие ранние записи: Mean To Me (1945), Body And Soul (1946), Once In A While (1947), Ain’t Misbehavin’ (1950), East Of The Sun (1950). После 1955 в основном выступала в клубах, на сцене появлялась редко, в 1967-72 почти не пела (как язвительно замечено в одном из справочников, "долго подыскивала мужей и менеджеров"). Зато в последующие годы посетила более 60 стран, принимая участие в самых разных проектах — от концертов в небольших джаз-клубах до выступлений с симфоническими оркестрами в огромных залах. В 1972 записала альбом с музыкой Мишеля Леграна (Sarah Vaughan — Michel Legrand) с оркестром, которым дирижировал автор. Благодаря записям с различными составами — оркестрами и хорами — вокалистке удалось добиться успеха и вне джаза. Однако джазовые музыканты с удовольствием приглашали ее в свои программы. После триумфального выступления в Карнеги-холле (1979) совершила ряд гастрольных поездок с оркестром Каунта Бэйси, с Джо Пассом, Стэнли Террентайном. В 1978 стала почетным доктором школы Беркли в Бостоне. Когда-то критик Леонард Фэзер написал о ней: "Я слышал вокалистку со спонтанностью Эллы Фицджеральд, с душой Ариты Франклин, с теплотой Пегги Ли, с фразировкой Кармен МакРэй. И все это было у Сары Воэн".