Все о тюнинге авто

Проведение комплексов лфк. Лечебная физкультура: комплексы упражнений

Лечебная гимнастика (ЛФК) - это комплекс упражнений при большинстве хронических заболеваний человека, связанных с потерей мышечной силы и объёма движений суставов.

Лечебная гимнастика при неврологических проявлениях должна проводится в положениях и при условиях отсутствия болевого синдрома, или, по крайней мере – на границе болевых ощущений. В противном случае развивается “феномен обкрадывания”, проявляющийся компенсаторными замещениями со стороны непораженных сегментов тела; в результате – тренировке подвергаются интактные мышечные группы, то есть “слабое” обкрадывается “сильным”, а “больное” – “здоровым”.

Лечебная физкультура должна сочетаться с уходом за больным. Перед занятиями необходимо производить проветривание палат и кабинетов лечебной физкультуры. Занятия целесообразно проводить при открытых форточках, окнах, на верандах. Больные занимаются в легких спортивных костюмах.

Если больной находится на полупостельном режиме, необходимо подготовить его к занятиям - откинуть одеяло, оправить простыню, правильно разместить или убрать лишние подушки. В конце занятия при соответствующих клинических данных больному следует придать положение, которое имеет лечебное значение (лечение положением): надеть лямки для вытяжения, прибинтовать лонгету, перевести больного в положение сидя на кресло. Необходимо вести наблюдение за состоянием и самочувствием больного, о всех наблюдениях инструкторов или медицинской сестры проводить записи, сообщать врачу.

Утренняя гигиеническая гимнастика проводится утром, после сна, до завтрака. Занятия с больными проводит методист лечебной физкультуры, либо палатная медицинская сестра.

Больные, имеющие двигательные нарушения, делают утреннюю гимнастику в палате, лица без ограничений движений - в спортивном зале или на воздухе. Помещение, в котором занимаются больные, должно хорошо проветриваться. В процессе гимнастики организм выходит из состояния заторможенности физиологических процессов во время сна, повышается общий и эмоциональный тонус, усиливается деятельность всех органов и систем. Подбор упражнений для гигиенической гимнастики и дозировка физической нагрузки определяются возрастом больного, характером основного заболевания, степенью и формой нарушенных функций. В процессе утренней гимнастики осуществляется подготовка сердечно-сосудистой и дыхательной систем к предстоящим в течение дня нагрузкам. Комплекс упражнений подбирается с тем расчетом, чтобы он был доступен всем больным данной группы. Для больных с двигательными нарушениями упражнения начинаются в исходном положении лежа, затем больные переходят в положение сидя. Продолжительность утренней гимнастики - 10 - 20 мин. В комплекс утренней гимнастики включают не более 8 - 12 упражнений с повторением каждого из них от 3 до 6 -8 раз.

Лечебная гимнастика - основная форма лечебной физкультуры. Применяют два метода лечебной гимнастики - индивидуальный и групповой. Урок лечебной гимнастики состоит из вводного, основного и заключительного разделов.

Вводный раздел предполагает подготовку больного к выполнению последующих физических упражнений. Больному разъясняется цель урока, подсчитывается пульс, проводят дыхательные, общеразвивающие и подготовительные упражнения. Продолжительность этой части урока - 5-10 мин.

Основной раздел включает физические упражнения, оказывающие специальное и общее воздействие на организм больного. Цель их - восстановление и компенсация дефектных функций, помощь больному в овладении двигательными навыками, повышение физической подготовки и адаптации к условиям жизни. Продолжительность основного раздела - 25 - 30 мин. Заключительный раздел направлен на постепенное снижение общей нагрузки, активности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, снижение эмоционального напряжения и приведение больного в исходное состояние. Длительность этого раздела -5-10 мин.

Задачи урока определяет врач. При проведении занятий нагрузку регулируют на основании так называемой физиологической кривой - кривой изменения частоты пульса в течение занятий. При правильном построении урока максимальное учащение пульса не должно превышать более, чем на 50% исходной частоты сердечных сокращений.

Особенно ответственным является создание комплекса упражнений, отвечающего задачам восстановления нарушенных функций. Это, в частности, относится к двигательным нарушениям. В соответствии с характером поражения и этапами восстановительного лечения используются пассивные и активные движения.

При пассивном воспроизведении определенного движения импульсы поступают в те клетки коры головного мозга, которые его вызывают. При отсутствии активных движений используются пассивные с одновременной посылкой волевых импульсов больным.

По мере увеличения силы мышц в паретичных конечностях появляется возможность выполнения активных движений, которые вначале выполняются с помощью персонала, затем самостоятельно. Важное значение имеет соблюдение последовательности в тренировке отдельных мышечных групп и получение изолированных активных движений.

Важным условием в методике урока лечебной физкультуры имеет дозировка физической нагрузки, которая определяется рядом показателей. К ним относятся: подбор физических упражнений, который строится на основе принципа постепенности: от простого к сложному. Продолжительность физических упражнений определяется временем, затрачиваемым больным на их выполнение. Число повторений определяется характером заболевания и особенностью упражнений. Упражнения общеукрепляющего типа целесообразно повторять 5 - 6 раз, направленные на укрепление ослабленных мышечных групп 10 - 20 раз.

Выбор исходных положений зависит также от особенностей заболевания и характера выполняемых упражнений. Различают три основных исходных положения: лежа, сидя и стоя. Исходные положения расцениваются как важный элемент в регулировании физической нагрузки.

Различают медленный, средний и быстрый темпы движений. При медленном темпе движения выполняются на 4 счета, при среднем - на два, при быстром - на один счет. Выбор темпа движений зависит от особенностей течения болезни, возраста больного и его индивидуальных особенностей. Регулировать нагрузку при физических упражнениях позволяют также степень усилия, точность выполнения движения. На величину нагрузки влияет степень сложности движений. Необходимо постепенно усложнять движения по мере овладения ими и роста функциональных возможностей организма.

Ритмичность движений способствует улучшению крово- и лимфообращения и уменьшает утомление.

Количество отвлекающих упражнений. Посредством их чередования с основными достигается повышение работоспособности мышц. Эти упражнения используют также в заключение урока.

Использование эмоционального фактора состоит в том, чтобы при занятиях физическими упражнениями вызвать у больного положительные эмоции. Это достигается включением в занятия элементов игры или соревнования, музыкального сопровождения и др.

Дозирование физической нагрузки в процессе занятий физическими упражнениями обеспечивается тщательным врачебно-педагогическим контролем и индивидуальным подходом к больному. Планирование лечебного использования физических упражнений по периодам осуществляет методист под контролем врача. Уточняются формы лечебной физкультуры, порядок их применения в режиме дня, в комплексе с другими лечебными воздействиями, составляются примерные комплексы занятий лечебной физкультурой.

Самостоятельные занятия больных представляют собой одну из форм лечебной физкультуры. Больному подбирают комплекс упражнений, которые он повторяет в течение дня несколько раз. В зависимости от особенностей заболевания на комплекс упражнений затрачивается от 2-3 до 10-15 мин. Для больных с тяжелыми двигательными нарушениями, которые нуждаются в интенсивном лечении, но в силу дефекта самостоятельно заниматься не могут, рекомендуется проведение занятий при помощи родственников, которые предварительно обучаются приемам лечебной физкультуры и тем упражнениям, которые задаются для выполнения с больным.

При проведении системы лечебной физкультуры следует иметь в виду упражнения спортивно-прикладного типа, к которым относятся основные виды естественных движений человека, - ходьба, бег, прыжки, ползание, упражнения в равновесии и т. д. Ходьба широко используется в лечебной физкультуре в качестве физического упражнения, представляющего собой естественный способ передвижения. Ходьба повышает обмен веществ, улучшает кровообращение и дыхание, оказывает положительное воздействие на весь организм. Ходьбу используют при занятиях лечебной гимнастикой, в прогулках и др. Показания к применению ходьбы как лечебного средства очень широки.

Бег по сравнению с ходьбой является более сильным средством лечебного воздействия на организм больного человека. Бег в лечебной физкультуре применяется в строго дозированной форме с ограничением его скорости. Тренировку больного в ходьбе и беге проводят по специальному графику на основе принципа постепенности и последовательности при тщательном врачебно-педагогическом контроле.

Прыжки по своему физиологическому действию являются кратковременными упражнениями значительной интенсивности. Применение прыжков целесообразно в периоде выздоровления.

Метание помогает восстанавливать координацию движений, способствует улучшению подвижности суставов, увеличению силы мышц конечностей и туловища, скорости двигательных реакций, развивает меткость. Используют метания мяча, палок, диска.

Лазанье по гимнастической стенке способствует увеличению подвижности суставов, развитию силы мышц.

Упражнения в ползании используются преимущественно для коррекции различных искривлений позвоночника.

Упражнения в равновесии применяются при заболеваниях, связанных с нарушением функции вестибулярного аппарата и мозжечка.

Спортивные игры в системе лечебной физкультуры используют как одно из важных средств физического воспитания больного человека. Игры воспитывают и развивают ряд ценных физических и морально-волевых качеств: силу, быстроту, ловкость, внимание, выдержку и др. Большое значение игр в том, что они стимулируют положительные эмоции и тонизируют нервно-психическую сферу больных. Применяются преимущественно игры, не дающие большой нагрузки на организм больного, относительно простые и доступные по техническому выполнению. Их делят на малоподвижные, подвижные и спортивные. Малоподвижные игры чаще проводятся с лежачими больными. Подвижные игры складываются из различных сочетаний ходьбы, бега, прыжков и т. п. Спортивные игры в рамках лечебной физкультуры применяются ограниченно.

Плавание и упражнения в воде. Характеризуются сочетанием воздействия движений и водной среды. Нахождение в воде повышает обмен веществ, активизирует кровообращение. В специальных условиях (ванна, бассейн) облегчаются движения атрофических, ослабленных мышц. Плавание назначается также с закаливающими и оздоровительными целями.

Используются и другие спортивные упражнения как ходьба на лыжах, езда на велосипеде и т. п.

Двигательные режимы. Лечебная физкультура является неотъемлемой составной частью всех двигательных режимов. Подбор физических упражнений, форм их проведения, нагрузка на занятиях в каждом отдельном случае должны соответствовать двигательной активности, допускаемой отдельными режимами.

Различают строгий постельный режим, постельный режим, полупостельный, расширенный, умеренно тренировочный, общетренирующий.

В реабилитационное отделение поступают, как правило, больные, которые находятся на полупостельном, либо на расширенном режимах, строго постельный режим соблюдают больные в остром периоде болезни.

При полупостельном режиме во время занятий лечебной гимнастикой больной подготавливается к переходу в положение сидя в кровати опустив ноги, к переходу на стул, к вставанию, медленной ходьбе в пределах палаты. Расширенный режим позволяет использовать все средства лечебной физкультуры. При тренирующем режиме занятия лечебной физкультурой должны облегчить восстановление работоспособности больного и служить одним из основных средств реабилитации.

При применении лечебной физкультуры следует придерживаться принципа этапности лечения, соблюдать постепенность в наращивании интенсивности физической нагрузки в соответствии с клиническим состоянием больного.

Примеры упражнений лечебной гимнастики при неврологических заболеваниях, в частности остеохондрозе позвоночника с протрузиями и грыжами межпозвонковых дисков.

ПАМЯТКА
для самостоятельных занятий лечебной физкультурой при остеохондрозе поясничного отдела позвоночника

В профилактике и лечении остеохондроза позвоночника существенное значение имеют систематические занятия специальной лечебной гимнастикой.

Прежде чаи приступить к самостоятельный занятиям лечебной гимнастикой, необходимо проконсультироваться со специалистом (невропатолог, ортопед-травматолог, врач ЛФК).

Заниматься лечебной гимнастикой можно в любое время дня. Очень полезно утром сразу после сна выполнить несколько упражнений (например: Ш 1,3,13,17,20 острого периода), затем совершить утренний туалет и продолжать выполнение упражнений согласно предписанному врачом и методистом ЛФК комплексу.

Одежда во время выполнения упражнений должна быть легкой, не стесняющей движений, но и не допускающая переохлаждения. Лучше всего - шерстяной тренировочный костюм.

П О М Н И Т Е!

Появление болевых ощущений во время выполнения упражнений является сигналом к снижению амплитуды выполнения упражнений, их интенсивности или к полному прекращению их выполнения.

Для того, чтобы занятия лечебной гимнастикой приносили наибольшую пользу, следует:
а) выполнять упражнения ежедневно;
б) выполнять упражнения старательно, в медленном темпе, не искажая самовольно форму, скорость и интенсивность выполняемых упражнений;
в) при выполнении упражнений не задерживать дыхание;
г) периодически консультироваться с врачом, не скрывая от него свои недуги.

Примерный комплекс лечебной гиинастики. применяемый в остром периоде (начальный этап)

И.п. лежа. Сгибание и разгибание стоп и пальцев кистей в кулак.
И.п. лежа, левая нога согнута в колене. Сгибание и разгибание правой ноги, скользя пяткой по постели. После 8-10 повторений -- то же другой ногой.
И.п. лека. Поочередные поднимания рук вверх.
И.п. лека, левая нога согнута в колене. Отведение правой ноги в сторону. После 8-Ю повторений -- то же другой ногой.
И.п. лежа, руки к плечам. Круги согнутыми руками вперед и назад.
И.п. лека. Поочередные выпрямления ног в коленях, опираясь бедрами о валик.
И.п. лека, ноги согнуты. Поочередное сгибание согнутых ног к кивоту.
И.п. лека. Сгибание рук к плечам в сочетании с дыханием.
И.п. лека, ноги согнуты. Поочередное отведение коленей в стороны.
И.п. лека, ноги согнуты. Руки вверх - вдох, прижать колено к кивоту - выдох. То же - другой ногой.
И.п. лека, ноги врозь. Ротация ног внутрь и наружу"
И.п. лека. Диафрагмальное дыхание.

Специальные упражнения, применяемые на втором этапе острого периода

И.п. лежа, ноги согнуты. Приподнимание крестца с опорой на нижнегрудной отдел позвоночника и стопы за счет кифозирования поясничного отдела позвоночника.
И.п. лежа, ноги согнуты. Приподнимание головы с одновременным напряженней мышц брюшного пресса.
И.п. лежа. Статическое напряжение больших ягодичных мышц. 8-10 напряжений каждое по 4-6 с.
И.п. лежа, ноги согнуты врозь. Левую руку вверх - вдох. Опустить руку вперед-вниз-внутрь, приподнять голову и плечи, потянуться рукой к правому колену - выдох. То же другой рукой.
И.п. лежа. Поочередные сгибания ног. При выпрямлении давить стопой на постель, кифозируя при этом поясничный отдел позвоночника.
И.п. лежа. То же упражнение, что и №17, но выполняется двумя ногами одновременно.
И.п. лежа, под ногами валик, Приподнимание таза за счет кифозирования поясничного отдела позвоночника.
И.п. упор на коленях. Сесть на пятки, не отрывая кистей от постели и вернуться в и.п. При возвращении в и.п. не прогибаться!
И.п. упор на коленях. Сгибание позвоночника (без пригибания при возвращении в и.п.!)

Примерный комплекс лечебной гимнастики, применимый во ВТОРОМ (ПОДОСТРОМ) периоде

И.п. лежа. Одновременное сгибание и разгибание стоп.
И.о. лежа. Поочередное сгибание и разгибание ног в коленях.
И. п. лежа. Поочередное поднимание рук вверх с последующим пассивным вытяжением их инструктором ЛФК.
И. п. лежа, левая нога согнута. Отведение правой ноги в сторону. После нескольких повторений то же левой ногой.
И.п. лежа, руки к плечам. Круги согнутыми руками.
И.п. лежа, левая нога прижата к животу. Поднимание правой ноги вперед. После нескольких повторений - то же левой ногой.
И.п. лежа, ноги отогнуты. Приподнимание крестца с одновременным кифозировавием поясничного отдела позвоночника.
И.п. лежа, ноги отогнуты, Руки на животе. Приподнимание головы и плеч. Фиксация этого положения 2-4 с.
И.п. лежа. Статическое напряжение больших ягодичных мышц. Время напряжения 6-8 с.
И.п. лежа, ноги согнуты. Одновременное сгибание ног к животу.
И.п. упор на коленях. Сесть на пятки, не отрывая рук от кушетки.
И.п. упор на коленях, ноги врозь. Поворот налево, левая рука в сторону. То же вправо.
И.п. упор на коленях. Сгибание позвоночника. При возвращении в и.п. не прогибаться.
И.п. упор на коленях. Выпрямляя левую ногу, выполнить упор на правом колене. Ногу высоко не поднимать. То же другой ногой.
И.п. упор на коленях, ноги врозь. Сгибая правую ногу влево-вверх, коснуться правым коленом левой руки. То же другой ногой.
И.п. упор на коленях. Отводя левую ногу назад, сесть на правую пятку (полушпагат). То же другой ногой. Руки от кушетки не отрывать.
И.п. лежа на животе (под животом валик). Поочередные приподнимания ног от кушетки на 3-5 см в удержание их в этой положении 4-6 с.
И.п. лежа на животе, руки в стороны. Приподнять голову и плечи от кушетки на 3-5 см и удержание в этом положении 4-6 с.
И.п. лежа на животе. Поочередное отведение ног в стороны. Ноги от кушетки высоко не поднимать.
И.п. лежа на животе. Поочередные сгибания ног в коленях.
И.п. упор на правом колене, левая нога выпрямлена вперед, (сбоку от кушетки). Отведение левой ноги в сторону. То же другой ногой.
И.п. лежа на боку. Одновременное сгибание ног вперед. То же на другом боку.
И.п. лежа, ноги на валике. Приподнимание крестца за счет кифозированин поясничного отдела позвоночника.
И.п. лежа. Поочередное "вытягивание" ног вниз.
И.п. лежа. "Раз"- руки вверх. "Два" - сгибая правую ногу вперед, прижать колено к животу.
И.п. лежа, ноги врозь. Ротация прямых ног внутрь и наружу.
Кифозирование поясничного отдела позвоночника с фиксацией этого положения 10-60 с.:
а) с опорой о стену; ноги на расстоянии 40 см от стены;
б) в и.п. стоя.
И.п. вис стоя на гимнастической стенке, руки согнуты. Сгибая ноги, перейти в смешанный вис в приседе.
И.п. упор на коленях, ноги врозь. Переступая руками влево, согнуть туловище влево. То же в другую сторону.
И.п. стойка на коленях. Сед на бедро справа, руки влево. То же в другую сторону.
И.п. лежа, ноги согнуты вперед. Наклоны коленей влево и вправо.
И.п. лежа, ноги согнуты, руки за голову. Сесть - лечь.
И.п. вис сзади на гимнастической стенке. Одновременное сгибание ног вперед.
И.п. вис спереди на гимнастической стенке. С поворотом таза налево, согнуть ноги вперед. То же в другую сторону.
И.п. лежа на животе на гимнастической скамейке, руки за голову, ноги фиксированы. Разгибание туловища назад. Сильно не прогибаться!
И.п. лежа, ноги прижаты к животу. Перекаты не спине вперед и назад
И.п. вис стоя на гимнастической стенке, руки согнуты. Сгибая правую ногу и выпрямляя руки, перейти в смешанный вис присев на правой ноге. То же на другой ноге.
И.п. лежа на животе, руки под голову. Сгибая туловище влево, одновременное отведение ног влево. То же в другую сторону.
И.п. лежа на животе на краю кушетки, ноги вниз, хват руками снизу за кушетку. Разгибание ног назад. Не прогибаться!
И.п. лежа. Сгибаясь вперед, перейти в положение сед, ноги скрестно. Выполнять с опорой руками сзади и без опоры.
И.п. упор присев. Выпрямляя ноги, перейти в положение упор стоя согнувшись.
И.п. упор лежа. Переступая руками назад, перейти в положение упор стоя согнувшись.
И.п. столика ноги врозь, руки к плечам. Сгибая левую ногу вправо-вперед, коснуться правым локтем левого бедра. То же другой ногой.
И.п. лежа, руки вверх. Поднимая левую ногу вперед, коснуться правой рукой левой голени. То же другой ногой.
И.п. лежа, ноги согнуты вперед, резиновый бинт фиксируется одним концом за голени, вторым - за гимнастическую стенку. Разгибание ног назад.
20) ХОДЬБА: на носках, на пятках, на наружном крае стоп, выпады с поворотами туловища влево и вправо, ходьба с высоким подниманием бедер, ходьба со сгибанием ног назад и т.д.

В остром периоде при наличии острых болей следует соблюдать строгий постельный режим. ЛФК применяется главным образом с гигиенической целью и носит общеукрепляющий характер. При движениях нижними конечностями не допускать увеличения поясничного лордоза, что может усилить болевой синдром. В этом плане при выполнении физических упражнений следует подложить под голени мягкий валик.
На втором этапе острого периода при некотором снижении интенсивности болей следует осторожно включать изометрические упражнения для тренировки мышц брюшного пресса и больших ягодичных мышц.
Упражнения, вызывающие боль, следует ограничить по амплитуде, степени мышечного напряжения или исключить совсем. Не делать упражнения через боль!
Количество повторения каждого упражнения 8-10 раз. Темп выполнения упражнений - медленный.

Методические рекомендации двигательного режима во втором (подостром) периоде

С уменьшением болевого синдрома возможности применения специальных и общеразвивающих упражнений увеличиваются. В этом периоде кроме упражнений, увеличивающих силу мышц брюшного пресса и мышц-разгибателей бедра ванное значение приобретают упражнения, ккфозирующие поясничный отдел позвоночника (№ 7,8,10,11,13,15, 22,23,).
При выборе как специальных, так и общеразвивающих упражнений важно проследить за тем, чтобы они не увеличивали поясничный лордоз. Болевые ощущения являются сигналом к изменению структуры упражнения (в сторону облегчения) или к исключению его.
В конце второго периода следует постепенно включать упражнения, увеличивающие силу мышц спины.
Упражнения № 7,6,9 и 10 можно выполнять по круговой системе 2-3 раза. Они являются наиболее важными.
Количество повторений специальных упражнений довести до 15-50 раз. Темп выполнения упражнений можно постепенно увеличивать.
Еще раз следует напомнить: упражнения не должны вызывать боль!

В этом периоде к задачам и методическим особенностям второго периода добавляется задача увеличения подвижности позвоночного столба. Однако упражнения, направленные на решение этой задачи следует проводить осторожно и в облегченных исходных положениях. Следует добиваться автоматизма поддержания специфической осанки в положении стоя и в ходьбе, когда поясничный отдел позвоночника кифозировав.
Количество повторений специальных упражнений второго периода увеличиваются до 50-100 раз (можно в разбивку в течение дня). Из других средств ЛФК следует признать целесообразным применение тех, которые не будут воздействовать в отрицательном плане на дегенерированные диски: плавание, терренкур, лыжи, бегущая дорожка, велоэргометр, упражнения с резиновым бинтом. Применять такие средства как волейбол, теннис (большой и малый), дорожный велосипед, бег по пересеченной местности, быстрые танцы, ритмическую гимнастику следует крайне осторожно, т.к. резкие, часто некоординированные движения и повороты могут спровоцировать обострение остеохондроза. Упражнения с гантелями предпочтительно выполнять в и.п. лежа (на спине, животе) для исключения вертикальных нагрузок на позвоночник.
Следует признать нецелесообразным применение чистого виса для якобы растяжения поясничного отдела позвоночника. Препятствием этому служит мощное напряжение растянутых мышц туловища. Нежелательны также прыжки в глубину с возвышения, упражнения на гребном станке, метания. В любом случае при занятиях ЛФК следует помнить, что постоянная микротравма и перегрузка позвоночника, некоординированные движения, толчки по оси позвоночника подготавливают соответствующий фон для разрыва дегенерированного диска и обострения болевого синдрома. Данные рекомендации необходимо учитывать при выборе средств и форм занятий физическими упражнениями на санаторном и поликлиническом этапах реабилитации.
В третьем периоде рекомендуется применение лечебной гимнастики в бассейне. Следует отметить, что лечебная гимнастика в бассейне не заменяет, а дополняет основные "сухие" занятия лечебной гимнастикой.

Ортопедическая профилактика остеохондроза позвоночника

С целью замедления дегенеративных процессов в позвоночнике, а также для профилактики рецидивов обострения болевого синдрома, рекомендуется соблюдать специфическую осанку с кифозированным положением поясничного отдела позвоночника в различных ситуациях при совершении бытовых, трудовых и иных видов деятельности. В профилактике остеохондроза позвоночника важная роль отводится уменьшению микро- и макротравматизации межпозвонковых дисков, а также статических и динамических перегрузок позвоночника.
Следует признать особо неблагоприятным наклоны туловища вперед из положения стоя. При выпрямлении из этого положения возможен даже сдвиг дегенерированных позвонков относительно друг друга. В связи с этим наклоны вперед (особенно выполняемые с одновременным поворотом туловища) следует исключить как упражнение из регулярных занятий лечебной физкультурой.
При выполнении бытовых работ, связанных с наклоном туловища вперед (стирка белья, полоскание, подметание и нытье полов), желательно разгружать позвоночник, имея под свободной рукой какую--либо опору. Для уборки квартиры при помощи пылесоса желательно трубку пылесоса нарастить с таким расчетом, чтобы туловище не сгибалось вперед, т.к. в противном случае ритмичные движения в полунаклоне вперед при работе с непереустроенным пылесосом вызовут перенагрузку позвоночника.
Следует особо предостеречь от работ, связанных с напряженными однотипными движениями (особенно в полу наклоне вперед), например: пилка и колка дров, садовые работы с лопатой и тяпкой, рывковые движения при перебрасывании тяжелых предметов, стирка на стиральной доске и т.п., т.к. нагрузки на позвонки, связки и мышцы резко возрастают.
Особенно неблагоприятно отражается неправильное положение туловища и некоординированная работа мышц при поднимании и переноске тяжестей. Наилучший вариант - выпрямленная спина, когда позвоночник прочно упирается в таз. В этом случае межпозвонковые диски нагружаются равномерно и не деформируются. Наряду с этим переноска и особенно подъем даже не очень тяжелого груза при согнутой спине (например, впереди себя и на вытянутых руках) нередко приводит к обострению.
В таблицах даны рисунки правильного (черное) и неправильного (заштрихованное) положения туловища при подъеме и переноске тяжестей. Как видно из рисунков, при переноске тяжестей рекомендуется выпрямленное положение туловища. Груз при этом нужно держать, как можно ближе к туловищу. При поднятии тяжестей с земли нельзя наклоняться вперед и поднимать груз, выпрямляя туловище. Надо согнуть колени, присесть, оставляя спину прямой и поднимать груз за счет выпрямления ног в коленях.
При езде в автомобиле под поясничный отдел подкладывается валик. И обязателен подголовник для избежания травматизации шейного отдела позвоночника при резких рывках автомобиля.
Зашнуровывая обувь нужно встать на одно колено, коснуться туловищем бедра и только после этого зашнуровывать обувь.
Однако и удобное положение тела может вызвать нежелательные изменения в позвоночнике, если профессиональная поза остается неизменной. Поэтому необходимо периодическое изменение положения тела во время работы. Например, в положении стоя - периодическая смена опоры одной ноги на скамеечку не только дает отдых ногам, но и способствует кифозированию поясничного отдела позвоночника в облегченных условиях.
При транапортировке в лифте целесообразно принять облегчающую позу для снижения вертикальной нагрузки на дегенерированные диски при ускорениях и замедлениях лифта. Эту позу рекомендуется принимать в течение дня насколько раз с выдержкой 10-60 с. и как физическое упражнение.


Нарастающая слабость (детренированность) мышц туловища у больных, не занимающихся лечебной гимнастикой - довольно обычное явление. Тренированный и хорошо развитый мышечный "корсет" туловища в значительной степени облегчает и разгружает "рессорный" аппарат позвоночника. Упражнения, укрепляющие мышцы брюшного пресса, больших ягодичных мышц, мышц-разгибателей спины и тренировка поясничного кифозирования (особенно в положении стоя) должны стать частью двигательного режима больного и проводиться в течение всего дня.
Несомненное влияние на перегрузки позвоночника оказывает нерационально подобранная рабочая мебель, особенно стулья. В этом аспекте целесообразно пользоваться стульями с невысоким сиденьем, с внутренним его наклоном и со слегка выпуклой спинкой на месте поясничного изгиба позвоночника. Лучше, если в положении сидя колени будут несколько выше тазобедренных суставов.
Следует считать также целесообразным ношение обуви на эластичной подошве, т.к. при этом снижается амортизационная перегрузка дегенерированных дисков. Не рекомендуется длительная езда в автомашине, особенно по неровным дорогам.
Необходимо устранять факторы, увеличивающие поясничный лордоз: ношение обуви на высоких каблуках, избыточный вес. Спать следует на твердом ложе, для чего используется деревянный щит и тонкий матрац.
Постоянное ношение корсетов всех видов или пояса штангиста в ряде случаев дает хороший эффект. Механическое ограничение подвижности позвоночника (особенно в поясничном отделе) имеет немаловажное значение для профилактики обострений, особенно при наличии нестабильности позвоночника.

Памятка подготовлена инструктором ЛФК ЦКБ ЛОО при СМ СССР О.Б. Рубайловым
под общей редакцией зав.отделением ЛФК В.И.Зубкова

(ЛФК) - это лечебный метод, основным средством которого являются физические упражнения, применяемые с лечебной и лечебно-профилактической целью при травмах и различных заболеваниях. ЛФК наряду с основной задачей (восстановление нарушенных функций) воспитывает быстроту реакции, силу, выносливость, ловкость, координацию и помогает быстрее возвратиться к общественно-трудовой деятельности после болезни. ЛФК используется в сочетании с правильно организованным режимом в клинической, поликлинической, санаторно-курортной практике и в домашних условиях.

Физические упражнения изменяют : в первую очередь влияют на центральную нервную систему, вызывая изменение подвижности нервных процессов в коре головного мозга; корригируют функции основных систем организма ( , дыхание и др.), процессов обмена; способствуют их компенсации; влияют на эмоциональное состояние больного, отвлекают от мысли о болезни, вызывают чувство бодрости и уверенности.

Рис. 1. Различные виды упражнений:
1 - пассивные;
2 - активные со снарядами;
3 - активные на гимнастической стенке.


Рис. 2. Основные упражнения для укрепления мышц брюшной стенки в положении стоя.

ЛФК показана при открытых и закрытых переломах, повреждениях мягких тканей с целью более быстрого заживления, образования костной мозоли, при контрактурах различного происхождения, полиартрите, . Широко используется при операциях на брюшной, грудной полостях и др. (пред- и послеоперационная гимнастика) как средство предупреждения различных послеоперационных осложнений ( , атония кишечника, ограничения движения в суставах и др.) и борьбы с ними. Физические упражнения улучшают питание мышцы сердца, усиливают ее сократительную функцию. ЛФК применяется при в начальных стадиях недостаточности кровообращения, миокардитах в подостром и хроническом периоде, инфаркте миокарда, гипотонических состояниях; при заболеваниях сосудов конечностей: облитерирующих поражениях артерий, хронических и варикозном расширении вен. Лечебная физкультура показана при заболеваниях легких (пневмонии, плевриты, бронхиальная астма, и др.); желудка и кишечника ( , колиты, энтероколиты), при опущении желудка и других внутренних органов, запорах, болезнях печени и желчевыводящих путей; при болезнях обмена и эндокринных (ожирение, ); заболеваниях женской половой сферы (хронические воспалительные процессы, опущение стенок , неправильные положения матки, расстройства менструального цикла). ЛФК применяется в послеродовом и периодах. Физические упражнения широко применяются при заболеваниях и травмах центральной и периферической нервной системы. ЛФК показана как метод восстановительной терапии при параличах и парезах, вызванных нарушением мозгового кровообращения, при последствиях заболеваний нервной системы ( , менингиты, нарушения вестибулярной функции и неврозы). ЛФК широко применяется в комплексном лечении различной патологии у детей ( , заболевания сердечно-сосудистой и дыхательной систем и др.). Особенно показана ЛФК как лечебное и профилактическое средство при дефектах и заболеваниях опорно-двигательного аппарата у детей (нарушения осанки, и др.).

Основное средство лечебной физкультуры - комплексы физических упражнений - делятся на гимнастические, спортивно-прикладные ( , и др.), подвижные и . Они применяются в сочетании с естественными факторами природы (воздух, вода, солнце), которые наиболее полно используются в условиях санаторно-курортного лечения. Из комплекса средств чаще всего назначают гимнастические упражнения в форме лечебной гимнастики. При назначении больному самостоятельных занятий в домашних условиях даются специальные рекомендации по самоконтролю. Гимнастические упражнения классифицируются: а) по анатомическому принципу - для мелких мышечных групп (кисти, стопы, лица), средних (мышцы шеи, рук, голени, мышцы ), крупных (мышцы бедра, живота, спины); б) по активности (рис. 1) - пассивные и активные; последние могут быть свободными, облегченными (в воде, на скользящей поверхности и др.), с усилием, на расслабление и др.; в) по видовому принципу - дыхательные, подготовительные, корригирующие, в метании, равновесии, сопротивлении, со снарядами, ползание, лазание, прыжки, подскоки, в висах и упорах и др.

Лечебная гимнастика для детей - см. Гимнастика, для детей раннего возраста.


Рис. 3. Основные упражнения для укрепления мышц брюшной стенки в положении сидя.

Рис. 4. Основные упражнения для укрепления мышц брюшной стенки в положении лежа.


Рис. 5. Лечебная гимнастика при гинекологических заболеваниях в положении лежа на животе.

Физические упражнения применяют в виде общей и специальной тренировок. Задачи общей тренировки: укрепление организма, улучшение функций основных систем. Специальная тренировка направлена на восстановление нарушенных функций. Для осуществления задач специальной тренировки подбираются те или другие группы упражнений. Например, для укрепления мышц живота используются упражнения в положениях стоя, сидя и лежа (рис. 2- 4); для улучшения кровообращения в области малого таза - в положении лежа на животе (рис. 5).

Условием эффективности ЛФК является длительное, систематическое, регулярное проведение занятий с постепенным увеличением нагрузки как в каждой процедуре, так и на протяжении всего курса лечения; учет индивидуальных особенностей больного: возраста, профессии, двигательной активности, особенностей течения болезни. ЛФК применяется в форме процедуры лечебной гимнастики - индивидуально или группами (в палате, кабинете лечебной гимнастики или на открытой площадке), пред- и послеоперационной гимнастики; самостоятельных занятий больных, выполняющих задания; утренней гигиенической гимнастики (см. ). Дополнительной формой воздействия является (см.). Кроме того, используется ближний (см.), дозированные восхождения (см. ), лыжи, коньки, гребля, плавание, игры.

Методические принципы занятий: нагрузку дозируют соответственно физическим возможностям больного, общеукрепляющие упражнения должны чередоваться с дыхательными и специальными. Величина нагрузки в занятиях зависит от исходного положения, продолжительности процедуры, количества повторений упражнений, темпа, объема движений, их сложности, степени усилия в упражнении, применения снарядов, сочетания с дыхательными упражнениями.

Методическое руководство ЛФК осуществляется врачебно-физкультурными диспансерами, в составе которых имеются кабинеты ЛФК со штатом специалистов врачей и инструкторов по ЛФК.

Занятия ЛФК в условиях фельдшерско-акушерского пункта проводит только инструктор (методист) лечебной физкультуры или средний медработник, имеющий специальную подготовку. Кабинеты лечебной гимнастики должны иметь гимнастическую скамейку, стенку, горизонтальную лестницу, палки, булавы, гантели, мячи и др.

Лечебная физкультура применяется с лечебно-профилактической целью для более быстрого и полноценного восстановления здоровья, трудоспособности и предупреждения осложнений заболевания.

Лечебная физическая культура обычно используется в комплексе с другими средствами лечения в соответствии с задачами восстановительной терапии.

В основе метода лечения ЛФК (лечебная физическая культура) лежит использование биологической функции живого организма - функции движения, которая для человека имеет не только биологическое, но и социальное значения.

Физическая культура занимает большое место не только в медицине (в частности, при заболеваниях нервной системы), но и в повседневной жизни современного человека, так как она повышает физическую активность (интенсифицирует функции организма) людей, живущих в условиях цивилизации, противодействует гипокинезии и оказывает на организм лечебно-восстановительное и профилактическое влияние.

В лечебной физической культуре основным фактором является не движение вообще, а физические упражнения как организованная форма движения (гимнастические, спортивно-прикладные, игровые, трудовые). Они рассматриваются как неспецифические раздражители, применяемые с лечебно-восстановительными целями. Движение только тогда будет выполнять свою лечебную и профилактическую роль, когда оно используется в организованной форме (физическое упражнение), в соответствии с медицинскими показаниями и задачами восстановительной терапии, применяется по обоснованной методике, дозируется с учетом состояния здоровья людей, особенностей поражения нервной системы и расстройства ее функции.

Использование преимущественно активных физических упражнений отличает лечебную физическую культуру от других методов лечения. Так сознательное выполнение физических упражнений вовлекает пациентов в активное участие в процессе лечения. Единство психических и соматических функций является характерной чертой данного метода.

Лечебная физическая культура или ЛФК как метод лечения , преследует не только лечебные цели, она воспитывает быстроту реакции, координацию, ловкость, силу, выносливость и др. В связи с этим ее считают не только лечебным, но и лечебно-воспитательным процессом.

Признавая важную роль покоя в лечении пациентов с заболеваниями и травмами нервной системы, следует отметить, что покой и движение не противопоставлены друг другу в рамках лечебной физической культуры. Покой (строгий постельный режим) и движение (физические упражнения, труд) в режиме и лечении пациентов никогда не исключают, а всегда дополняют друг друга.

Метод лечения ЛФК (лечебная физическая культура) биологически подходит для человека, мобилизует его активность, а физические упражнения обладают широким спектром действия. Этим объясняется успешность применения метода при различных заболеваниях и травмах и, в частности, при заболеваниях и травмах нервной системы.

Лечебная физическая культура является методом общей неспецифической терапии, а физические упражнения служат неспецифическим раздражителем. Нейрогуморальная регуляция функций всегда обуславливает общую реакцию организма при физических упражнениях, в связи, с чем лечебную физическую культуру следует считать методом общей активной терапии. Помимо оздоровительного и общеукрепляющего влияния, физические упражнения могут оказывать специальное (правильное) действие на различные функции нервной системы, нарушенные заболеванием или травмой. Также, лечебная физкультура - функциональная терапия . Физические упражнения, стимулируя функции всех основных систем организма, приводят к функциональной адаптации пациента. Необходимо помнить о единстве функционального и морфологического и не ограничивать терапевтическую роль лечебной физической культуры рамками функциональных влияний.

В лечебной физической культуре или ЛФК как методе лечения используется принцип дозированной тренировки физическими упражнениями. Систематическую и дозированную тренировку рассматривают как средство общего оздоровления организма, улучшение функций органов, нарушенных болезненным процессом, развития и закрепления моторных навыков и волевых качеств. С общебиологической точки зрения тренированность это важный фактор функциональной приспособленности, в которой очень большую роль играет систематическая мышечная деятельность.

Дозированная тренировка физическими упражнениями приспосабливает организм к возрастающей активности и, улучшает восстановление трофических процессов, пострадавших функций движений и других нарушений, в конечном итоге приводит к функциональной адаптации человека.

Специальная тренировка призвана развивать функции, нарушенные в связи с заболеванием или травмой. При заболеваниях нервной системы используют физические упражнения, непосредственно направленные на восстановления движения.

Дозированная физическая тренировка приносит наиболее полный успех при соблюдении следующих общих принципов:

  1. системность воздействия физических упражнений с определенным подбором упражнений и последовательностью их применения (выбор исходных положений, чередование и вид упражнений, методика их применения, дозировка и др.);
  2. регулярность воздействия (от одного до нескольких раз в день), особенно при травмах и заболеваниях с нарушением функции движения;
  3. длительность лечебного курса физических упражнений; для большинства пациентов с заболеваниями нервной системы это регулярные занятия лечебной гимнастикой на протяжении всей жизни;
  4. увеличение дозировки физических упражнений, как в ходе отдельной процедуры, так и лечебного курса; постепенное увеличение физической нагрузки;
  5. индивидуализация физических упражнений в зависимости от особенностей заболевания, возраста, пола и состояния пациента.

Цены на ЛФК для подростков и взрослых представлены в разделе "Цены".

(ЛФК) - это неспецифический метод реабилитации и тренирующей терапии с помощью спорта и физической культуры. ЛФК имеет лечебно-профилактическую цель для ускорения процесса восстановления здоровья человека и является самостоятельной медицинской дисциплиной.

Лечение с помощью ЛФК

ЛФК - это обязательный элемент в лечении пациентов, которые имеют повреждения или заболевания так как без применения лечебной физкультуры нарушенная функция опоры и движения практически не восстанавливается.

Даная методика применяется не только для исключения заболевания или повреждения, но и для профилактики некоторых заболеваний, чтобы избежать осложнений и обострений, а также ЛФК является действующим средством восстановления трудоспособности.

3. В положение лежа. Нужно лечь на спину, руки при этом отвести за голову, потянуться. Данное движение стимулирует растяжение поясничного отдела позвоночника.

Упражнения лечебной физкультуры для шейного отдела

1. Для выполнения данного упражнения следует надавить на ладонь лбом, напрягая при этом шейные мышцы. Длится упражнение 5-7 секунд, повторяется 3 раза. После этого следует надавить на ладонь затылком, повторить 3 раза по 5-7 секунд.

2. Следует напрягать мышцы шеи, надавливая на левую ладонь левым виском, а также на виском. Выполнять упражнение следует по 5-7 секунд, повторить 3 раза.

3. Сначала нужно слегка запрокинуть голову назад, а затем медленно нагнуть вперед, прижимая к яремной ямке подбородок. Повторить упражнение следует не менее 5 раз.

4. В исходном положении следует держать плечи и голову прямо. Затем повернуть голову вправо, насколько это будет возможно. Проделать движение более 5 раз. Повторить повороты в другую сторону.

5. В исходном положении следует прижать подбородок к шее. В таком положении повернуть голову сначала вправо более 5 раз, затем влево такое же количество раз.

6. Выполняя последнее движение, голову нужно запрокинуть назад. А затем постараться правым ухом коснуться правого плеча, а левым ухом - левого плеча. Проделать упражнения более 5 раз на каждую сторону.

Лечебная физическая культура для поясничного отдела

Обеспечить правильное лечение можно в случае, если с пациентом работает инструктор ЛФК. Но в случае профилактических действий заниматься лечебной физкультурой можно и самостоятельно.

1. Вис или полувис. Это упражнение выполняется на перекладине, либо касаясь ногами пола, либо нет. В любом случае эффект от упражнения будет положительным. Висеть, расслабив мышцы, следует несколько подходов по 1 минуте.

2. В исходном положении человек стоит, держа руки на бедрах. Следует выполнить по десять наклонов вперед и назад, влево и вправо.

3. Стоя и держа руки на бедрах, следует выполнить движения тазом влево и вправо, вперед и назад, в каждую сторону по 10 раз.

Упражнения на полу

1. Нужно встать на колени и упереться в пол руками, затем сложиться в виде и вернуться в исходное положение. Повторить данное движение следует 15-25 раз.

2. Упражнение лежа на животе. Следует согнутыми руками упереться в пол, затем выпрямить руки и, не отрывая ног от пола, отжаться. Упражнение следует повторить 10-20 раз.

3. Следует встать на колени, упираясь в пол прямыми руками. Затем нужно прогнуть спину вверх как можно больше и вернуться в исходное положение. Также повторить 10-20 раз.

4. Упражнение лежа на спине. Следует прижать колени согнутых ног к груди и вернуться в исходное положение. Так продолжать 10-20 раз.

Обычно инструктор ЛФК советует проделывать все движения мягко и не торопясь. Ждать, как позвоночник будет хрустеть, становясь на место, не нужно, так как данные движения годятся лишь для профилактического, домашнего использования.

ЛФК при переломах

Лечебная физкультура просто необходима при восстановлении организма после перелома. Для этого используют подобранный комплекс упражнений.

1. Чтобы вернуть поврежденному суставу подвижность, нужно выполнять вращение поврежденной рукой или ногой, повторяя движение около 10 раз. Следует учитывать тот факт, что нельзя применять данное движение в несколько первых дней после того, как сняли гипс.

2. Привести мышцы в тонус поможет такое упражнение. Пострадавшую ногу или руку необходимо поднять под углом приблизительно в 30 градусов по направлению вперед и задержать так несколько секунд. Несколько раз повторить движение.

3. Чтобы привести в тонус мышцы боковой и задней поверхности бедер, следует выполнить движения с использованием опоры. Нужно выполнить махи правой и левой ногами вперед и вбок по 10 раз, при этом следует держаться за опору.

4. Применяется это упражнение ЛФК после перелома ноги и создает неплохой эффект для укрепления икроножной мышцы. Также понадобится опора. Стоя лицом к опоре, нужно взяться за нее руками, а затем медленно приподняться на носочки и также медленно спуститься на стопу. При необходимости увеличения нагрузки можно выполнять движения на одной ноге.

Массаж

Массаж ЛФК способствует снятию боли и напряжения мышц. Исследователи подтвердили, что во время массажа, мышца растягивается и благодаря этому уменьшается воспалительная реакция клеток. Это доказывает, что массаж будет очень полезным для восстановления организма после травм.

С помощью вибрации, давления и трения можно оказывать воздействие на органы и ткани организма человека. Чтобы достигнуть лечебного эффекта, массаж следует делать специальными аппаратами, но в профилактических целях его можно сделать и руками.

Можно сделать вывод, что ЛФК - это очень удобная, в большинстве случаев безболезненная терапия, с помощью которой можно не только вылечить больного, но и предотвратить некоторые заболевания абсолютно здорового человека.

Частные методики лечебной физкультуры строятся, исходя из основных лечебных задач, поставленных лечащим врачом, которые должны быть известны инструктору лечебной физкультуры, применяемых методов лечения, клинической картины заболевания, состояния больного, возраста, особенностей его поведения, приспособленности к физическим нагрузкам и т. д. Поэтому инструктор лечебной физкультуры должен работать в тесном контакте с лечащим врачом, при постоянном его наблюдении и консультации.



Не имея возможности ознакомить с частными методиками лечебной физкультуры при всех заболеваниях, мы ограничиваемся изложением частных методик при заболеваниях, наиболее распространенных.

Лечебная физкультура при заболевании внутренних органов

Применение средств лечебной физкультуры в комплексе лечебных мероприятий при разнообразных заболеваниях внутренних органов находит все большее применение.

Заболевания внутренних органов вызывают резкие изменения в деятельности всего организма больного: нарушения кровообращения, обмена веществ, пищеварения, выделительной системы и т. д. В процессе выздоровления происходит восстановление нарушенной болезнью деятельности органов и систем организма.

Дозированные физические упражнения, прогулки, игры на свежем воздухе при правильном проведении улучшают деятельность органов и систем (сердечно-сосудистая, дыхательная и др.) и способствуют быстрейшему выздоровлению больного.

Помимо общеукрепляющего воздействия на организм, с помощью лечебной физкультуры можно разрешать и специальные, более узкие лечебные задачи: тренировка сердечной мышцы, ослабленной в связи с заболеванием, улучшение дыхания и предотвращение спаечного процесса при плеврите, сохранение движения в пораженных суставах при артритах и т. д.

Лечебная гимнастика при заболеваниях сердечно-сосудистой системы

Лечебная физкультура при заболеваниях сердечно-сосудистой системы используется широко. Она применяется при недостаточности кровообращения, гипертонической болезни, пороках сердца, миокардите, эндокардите, стенокардии, инфарктах миокарда и других заболеваниях.

Вместе с общим тонизирующим воздействием на организм больного лечебная физкультура разрешает и специальные частные задачи.

Так, при пороках сердца, т. е. при наличии анатомических (органических) нарушений клапанов сердца, задача лечебной физкультуры заключается в систематической последовательной тренировке физическими упражнениями с целью приспособления организма больного к физическим нагрузкам.

При инфаркте миокарда лечебная физкультура должна обеспечивать наиболее благоприятные условия для деятельности сердечной мышцы и максимально улучшить периферическое кровообращение.

В качестве примера разберем методику применения лечебной гимнастики при недостаточности кровообращения.

Лечебная гимнастика при недостаточности кровообращения преследует цель облегчить работу сердца путем развития и тренировки вспомогательных (экстракардиальных) факторов, обусловливающих кровообращение.

Улучшая функцию вспомогательных механизмов кровообращения (ритмические сокращения и расслабления мышечных групп, движения в дистальных отделах конечностей, внешнее дыхание), физические упражнения облегчают деятельность самой сердечной мышцы, снижая явления сердечной недостаточности (см. ориентировочный комплекс).

Методические указания

  • 1. Лечебную гимнастику следует применять после того, как в клинической картине отмечаются определенные сдвиги в сторону улучшения (уменьшение отечности, застоя в печени, одышки и др.).
  • 2. При проведении занятий лечебной гимнастикой необходимо подбирать исходные положения (лежа, сидя, стоя), соответствующие общему состоянию больного и клинической картине заболевания.
  • 3. При проведении занятия необходимо следить за реакцией больных на нагрузку, допуская проявления лишь легкой усталости.
  • 4. В комплексе занятий по лечебной гимнастике рекомендуется использовать дыхательные упражнения и паузы, особенно после упражнений для туловища.
  • 5. Нужно обращать особое внимание на санитарно-гигиеническое состояние помещения для занятий, обеспечивая предварительное его проветривание.

Лечебная гимнастика при заболеваниях органов дыхания

Основной задачей лечебной гимнастики при заболеваниях органов дыхания является восстановление нарушенной функции дыхания. Это осуществляется путем общеукрепляющего воздействия на весь организм физическими упражнениями и специальными упражнениями в статическом и динамическом дыхании из различных исходных положений.

Наиболее типичными исходными положениями при занятиях физическими упражнениями для больных с заболеваниями органов дыхания являются положения лежа и стоя, при которых создаются наиболее благоприятные условия для деятельности дыхательного аппарата.

При проведении занятий в постели используется исходное положение лежа на спине, на животе или на боку. Основное исходное положение лежа на спине может быть в следующих вариантах:

  • а) лежа на спине, голова - на подушке; применяется в тех случаях, если у больного не имеется выраженной легочной недостаточности (пневмония, плеврит);
  • б) лежа на спине без подушки под головой; применяется при наличии нагноительных процессов (бронхоэктатическая болезнь, абсцесс легкого); в этих случаях используется также положение лежа на боку, на животе;
  • в) лежа на спине с приподнятой головой и верхней частью туловища; применяется при наличии выраженной легочной и сердечно-легочной недостаточности, когда больному трудно дышать.

Положение стоя используется в основном при занятиях с ходячими больными.

Разберем для примера методику лечебной гимнастики при крупозной пневмонии.

Курс лечебной гимнастики при крупозной пневмонии продолжается в среднем 10-12 дней, распадаясь на: а) подготовительный период - 2 дня, б) основной период - 7-8 дней, в) заключительный период-1-2 дня.

Занятия по лечебной гимнастике в подготовительном периоде проводятся обычно в палате, лежа в постели. Производятся элементарные физические упражнения для рук, ног и туловища и дыхательные упражнения. Дозировка нагрузки определяется количеством повторений упражнений и темпом их выполнения.

По мере нарастания тренированности количество повторений увеличивается.

В основном периоде занятия лечебной гимнастикой могут проводиться как в палате, так и в специальном кабинете лечебной гимнастики или на воздухе. Комплекс физических упражнений более сложен по выполнению и по физиологической нагрузке. В занятия могут включаться снаряды: мячи, палки. Рекомендуется тренировка дозированной ходьбой (см. комплекс).



Лечебная гимнастика при артритах

Лечебная гимнастика при артритах применяется в под-острой и хронической стадиях заболевания. Острое течение обычно сопровождается симптомами, характеризующими воспалительный процесс (повышенная температура, лейкоцитоз, высокая РОЭ), и наличием болевого синдрома, в результате чего применение лечебной физкультуры противопоказано.

Основные задачи лечебной физкультуры при артритах:

  • 1) тонизирование организма больного с целью повышения деятельности основных систем и органов, деятельность которых нарушается в связи с ограничением двигательной функции, в частности нервно-мышечного аппарата, кровообращения и т. д.;
  • 2) разработка движений в пораженных суставах;
  • 3) профилактика возможных изменений в здоровых суставах;
  • 4) воздействие на связочный аппарат, вовлеченный в заболевание;
  • 5) приспособление двигательного аппарата к дозированным нагрузкам;
  • 6) снятие болевого синдрома.

При составлении комплексов лечебной гимнастики специальные упражнения, связанные с движениями в пораженных суставах, следует чередовать с движениями в здоровых суставах и дыхательными упражнениями. Имеющийся болевой синдром всегда должен учитываться при проведении занятия. Для его снижения рекомендуется предварительно проводить тепловые процедуры: теплую ванну, лечение озокеритом, парафином, а также лечебный массаж.

В целях уменьшения боли в пораженном суставе вначале производят только пассивные движения и по мере привыкания к ним переходят на активные движения. В начале курса лечения физические упражнения делаются только в здоровых суставах. Большое значение имеет сознательное отношение больных к занятиям лечебной гимнастикой, для чего с больными проводится беседа о механизме действия физических упражнений при данном заболевании.